Спецпроекты

ПО Бизнес Импортонезависимость

Сергей Чижиков, Ingenix Group: При разработке прикладных ИТ-решений важно не воспринимать слово «импортозамещение» буквально

Очевидный факт: за последние годы процесс импортозамещения в сфере разработки и внедрения отечественных прикладных ИТ-решений в различных отраслях российской экономики набрал высокие обороты. О собственном десятилетнем опыте развития программного обеспечения для оценки нефтегазовых проектов, о реалиях импортозамещения и ценности планирования, а также о важности слушать и слышать рынок нам рассказал генеральный директор компании Ingenix Group Сергей Чижиков.

Ingenix Cost Manager: Начало

CNews: Ingenix Group исторически, насколько я понимаю, это консалтинговая компания в области нефтегазового «апстрима» (разведка, разработка и добыча нефти и газа – прим.ред.). Как получилось так, что вы стали разработчиками софта?

Сергей Чижиков: Верно говорите. Наша команда начала работать как нефтегазовый консультант под брендом Ingenix Group в далеком уже 2012 году. В стартовом составе компании не было своих программистов, зато были (и остаются) геофизики, петрофизики, геологи, эксперты по разработке и обустройству нефтегазовых месторождений, эксперты по бурению, технологи и стоимостные инженеры, экономисты. В общем, все те, кто необходим для решения задач в области комплексной технико-экономической, или, как её иногда называют, геолого-экономической оценки нефтегазовых проектов. Основными нашими заказчиками уже тогда были российские банки, желавшие иметь твердую уверенность в эффективности кредитуемых ими нефтяных и газовых активов. Банкиры задавали жесткие временные сроки и неизменно предъявляли высокие требования к качеству результата. И уже в первый год работы мы поняли, что без адекватных ИТ-инструментов и баз данных добиться быстрой и надежной оценки прогнозных капитальных и операционных затрат крайне затруднительно.

Сергей Чижиков, Ingenix Group: Уже в первый год работы мы поняли, что без адекватных ИТ-инструментов и баз данных добиться быстрой и надежной оценки прогнозных капитальных и операционных затрат крайне затруднительно

CNews: Сложно представить, что на этом рынке не было тогда работающих ИТ-инструментов. Нефтяники наверняка о себе позаботились.

Сергей Чижиков: Мы обратили внимание на интересный парадокс. В мире к началу XXI века действительно был накоплен довольно значительный задел в части прикладного программного обеспечения, решающего задачи технико-экономической оценки. Речь, в первую очередь, идет об опробованных на тысячах проектов ИТ-решений в области геологического и гидродинамического моделирования нефтегазоносных пластов, осуществления гидравлических и технологических расчетов объектов наземного обустройства. Но как только дело доходило до информационных систем, нацеленных на детальный расчёт капитальных и операционных затрат, выбор у профильных экспертов нефтегазовых компаний и консультантов сужался до крайности. По сути, в их распоряжении был только американский комплекс Questor от компании IHS Markit и всемогущий Excel.

CNews: А чем они не устраивали ваших стоимостных инженеров и экономистов?

Сергей Чижиков: Как быстро выяснилось, не устраивало такое однообразие не только наших экспертов, но и большинство экспертов на российском рынке, с которыми мы пообщались на эту тему. Видите ли, тема оценки затрат в отличие, например от того же гидродинамического моделирования, является в высокой степени «локальной», так как в основе своей опирается на проектную или фактическую стоимость строительства и эксплуатации аналогичных объектов нефтегазовой инфраструктуры. А что значит «аналогичных»? Это означает, что они были построены в том же регионе и с похожими требованиями к технологии и оборудованию, что и объект, который нам предстоит рассчитать. В мире такая задача, как правило, решается через получение доступа к международным агрегаторам стоимостной информации – например, Independent Project Analysis. В России такой практики нет, и из-за этого надежность оценок иностранного вендора по проектам в нашей стране сильно уступала надежности оценок в других странах, где информацией нефтяники «делятся». Добавьте еще к этому развитый рынок производителей нефтегазового оборудования в нашей стране, и вы поймете, почему западное ИТ-решение, использующее данные по характеристикам и стоимости оборудования из Европы и США, оказалось слабо приспособлено к решению задач по стоимостному инжинирингу в РФ. Тем не менее, подчеркну, Questor’ом пользовался на тот момент весь российский рынок – другого-то ничего не было. Про Excel, если позволите, много говорить не стану. Пользователям, наверное, и без лишних пояснений понятны ограничения Excel, если речь идет о необходимости работы с большими массивами данных в многопользовательском режиме внесения правок и вне зависимости от характера и настроения конкретного пользователя системы.

CNews: …И тут вы поняли, что это ваш шанс занять нишу разработчика продукта, который должен быть лучше иностранного?

Сергей Чижиков: Да. Российских аналогов мы не увидели, слабые стороны зарубежных нам были очевидны. Excel в рамках намеченного перечня задач мы как конкурента не рассматривали. Тогда же, в 2012 году, мы сформулировали для себя целевой образ Ingenix Cost Manager (такое имя получил наш программный комплекс): нам нужен российский аналог Questor с похожим функционалом, но на российских базах данных стоимостей. С точки зрения коммерческой стратегии мы выбрали путь прямой монетизации ПО через продажу лицензий по модели on-premise. Более того, на том этапе мы прогнозировали, что где-то 70-80% выручки Ingenix Group будет впоследствии получать за счет реализации таких лицензий.

Краткая биография

Сергей Чижиков

chizhikov_s.2_200.jpg

Гладко было на бумаге…

CNews: Судя по тому, что Вы решили поделиться с нашим изданием своей историей, рискну предположить, что так оно и вышло, как Вы планировали, и даже лучше. Верно?

Сергей Чижиков: Так, да не совсем. Точнее, совсем не так вышло, как планировали. Но обо всём по порядку. Начнём с главного посыла нашего программного комплекса – он должен был стать аналогом зарубежного софта. Не прошло и нескольких месяцев, как мы с коллегами поняли, что полностью аналогичное решение не очень-то и нужно отечественным пользователям. Им не требуется облегченный вариант калькулятора для гидравлических расчетов – для этого есть полновесные многофункциональные решения, например, Pipesim от Schlumberger. Также не нужны им и упрощенные технологические расчеты для расчета материально-теплового баланса и моделирования производственных процессов – с этой задачей исторически хорошо справляются более профессиональные приложения. Самый хрестоматийный пример, наверное, это Hysys от AspenTech. Зато пользователи хотят видеть более развернутую оценку стоимости капитального строительства – даже на этапе предпроектной оценки. Американский аналог – целевой для импортозамещения в нашем случае – имел как раз довольно слабый модуль оценки затрат, дававший низкую детализацию и к тому же работавший по принципу «черного ящика». На Западе привыкли использовать ресурсный подход к оценке, у нас традиционно в ходу базисно-индексный. К тому же на отечественном рынке из-за принципиально разных подходов к предпроектной оценке и проектированию напрочь отсутствовала возможность сквозной оценки, при которой можно было сравнить «яблоки с яблоками». Вот об этом нам пришлось задуматься с самого начала и сходу приступить к практической реализации. При этом мы самым внимательным образом отнеслись к вопросам типизации объектов-аналогов, без чего система не получила бы требуемой гибкости.

CNews: То есть я правильно понимаю, что по факту у Ingenix Group получился совсем не аналог американского идейного «прародителя»?

Сергей Чижиков: Именно. Прошло уже более 10 лет, и сейчас можно уверенно констатировать, что у нас в итоге получился совершенно новый продукт, занявший свою уникальную нишу на российском рынке инструментов технико-экономической оценки в нефтегазовой отрасли. Мы довольно быстро обзавелись собственным ИТ-блоком, занявшимся «перекраиванием» первоначальной версии софта, разработанной сторонним подрядчиком. Со временем к базовому функционалу Ingenix Cost Manager стали естественным образом «прирастать» функции, всё более отдалявшие его от иностранного ПО. Мы реализовали функционал расчета стоимости большинства объектов капитального строительства (включая и скважины) с использованием параметрических стоимостных моделей. Это позволило сделать расчет более точным, так как пользователю не нужно было искать ближайший объект-аналог, а достаточно было знать основные технические характеристики объектов для того, чтобы смоделировать новый объект. Внедрили собственную методику расчета дополнительного резерва непредвиденных расходов, чтобы компенсировать особенности сметного подхода к расчету непредвиденных затрат, который никак не годился для ранних оценок проектов. Мы назвали такой резерв «управленческим». Реализовали функционал календарно-сетевого планирования, который позволил нам перекинуть мостик к построению профилей затрат и формированию финансово-экономической модели. В общем, разработка Ingenix Cost Manager, изначально планировавшаяся под знаменем импортозамещения, по сути, стала процессом создания нового ИТ-инструмента для другой целевой аудитории и решения других задач.

CNews: Да, неожиданный финал! Ну хотя бы с точки зрения бизнес-концепции удалось реализовать планы? Ведь лицензии Ingenix Cost Manager стоят во многих крупных российских компаниях, так?

Разработка Ingenix Cost Manager, изначально планировавшаяся под знаменем импортозамещения, по сути, стала процессом создания нового ИТ-инструмента для другой целевой аудитории и решения других задач

Сергей Чижиков: Вы знаете, вынужден Вас снова огорчить – у нас и в этой части не получилось поучительной истории о ценности плана. За время развития программного комплекса в ландшафте российского нефтегазового рынка произошло довольно много серьёзных изменений. Исчезла в качестве отдельных игроков часть компаний, определявших спрос на такие ИТ-решения в начале 2010-х годов. Из тех компаний, что на слуху это, в первую очередь, ТНК-ВР и Башнефть. Во второй половине прошлого десятилетия стали снижать свои аппетиты на российском рынке иностранные игроки – ВР, Shell, Total, OMV. Ушла компания Repsol. Под рост иностранного участия мы десять лет назад даже готовили отдельное ИТ-решение – Ingenix Cost Evaluator. Этот программный продукт должен был помочь потенциальному инвестору, не знающему потенциал ресурсной базы регионов РФ, получить примерную оценку эффективности инвестиций, имея на руках лишь данные о местоположении актива и объеме геологических запасов. Мы назвали такое решение «волшебной красной кнопкой», потому как оно позволяло за 15 минут получить полный расчет технико-экономической оценки проекта при практически нулевом знании проекта. Естественно, это было актуально только на крайне ранних этапах развития проектов, и только для так называемых гринфилдов – проектов на этапе геологоразведки. Но вернемся к нашему герою – Ingenix Cost Manager. Спустя несколько лет мы окончательно поняли, что столько лицензий, сколько мы планировали продать, рынку не нужно, так как нет столько независимых компаний, готовых их купить.

CNews: Снова нестандартный поворот! Так, значит, софт оказался не нужен рынку?

Сергей Чижиков: Отнюдь. Он оказался крайне востребован, но в другом качестве. Во многом, благодаря наличию у нас такого прогрессивного инструмента, вырос спрос на услуги Ingenix Group как независимого консультанта по оценке нефтегазовых проектов. То есть, отраслевая многопрофильная команда Ingenix Group с большим опытом консалтинга значительно переформатировала требования к программному комплексу, а собственная ИТ-служба так реализовала эти требования, что Ingenix Cost Manager обеспечил рост качества услуг компании. К нам приходили потенциальные заказчики услуг, мы им показывали, что умеет делать ПО и что мы можем на нем посчитать, какие результаты можем предоставить. И они предпочитали в итоге нас, а не конкурентов. Собственно, эта концепция продолжает работать и сейчас.

Выученные уроки

CNews: Да, какая-то история успеха у вас получилась «шиворот-навыворот». Не благодаря, а вопреки. Какие основные уроки Вы и Ваша команда извлекли из этой истории? Какие открытые истины хотели бы «выбить в камне» для идущих за вами?

Сергей Чижиков: Во-первых, нельзя сводить импортозамещение к задаче копирования. Жизнь сложнее, она динамична, и даже при всем желании не получится дважды войти в одну рыночную «реку». Импортозамещая что-то, ты всегда создаешь новый продукт.

Во-вторых, создавая, нужно быть готовым к постоянным переменам. Планирование функционала и грамотное техническое задание – это, конечно, очень важно на старте, без этого проект не запустишь. Но дальше важно уметь адаптироваться к реалиям, слушать и слышать пользователей и учиться быстро проходить развилки выбора из альтернативных технических решений. Например, в нашем случае было крайне важно пройти с требованиями к функционалу ИТ-решения по острию ножа, балансируя между чрезмерной «академичностью» и упрощением. Всякий раз найдутся пользователи, которые попросят, чтобы или программа всё за них считала, или чтобы у них была возможность влезть в любую формулу и всё поменять. А еще лучше, чтобы было сразу и то, и другое.

И, в-третьих, важно, чтобы в команде были люди, кто чувствует и понимает бизнес-задачу, может выставить техническое задание или грамотно его доработать вместе с заказчиком. Возможно, этот фактор имеет частное значение применительно к нашему случаю, и в других ИТ-компаниях на рынке обходятся без своей отраслевой экспертизы. Однако наш опыт показал, что слаженная работа всей команды – от инженеров-технологов, экспертов по бурению и обустройству месторождений до программистов – это главный ключ к успеху, основа процветания компании.

CNews: Гордость за команду – это прекрасно, можно Ingenix Group с этим только поздравить. Что в планах? Или Вы теперь их предпочитаете не строить?

Сергей Чижиков: Разумеется, мы их строим. Ведь по меткому выражению Дуайта Эйзенхауэра, план – ничто, а планирование – всё. Мы постоянно совершенствуем Ingenix Cost Manager, делая его более функциональным и удобным для пользователя. Последние 5-6 лет основной вектор развития – подсистема управления пространственными данными (картография). Она позволяет оценить требуемый объем капиталовложений через стоимостные модели непосредственно с карты месторождения, с учетом рельефа местности и необходимости проведения соответствующих строительно-монтажных работ (переход через естественные преграды, расчистка трассы и так далее). Мы уже можем делать предварительный расчет оптимальной трассы промысловых нефтепроводов. Карта позволяет найти нам и самый дешевый вариант прокладки трубопровода. Задумываемся над тем, чтобы в будущем вообще поставить карту в центр системы вместо базы данных, которая полностью «спрячется» за параметрическими стоимостными моделями.

Слаженная работа всей команды – от инженеров-технологов, экспертов по бурению и обустройству месторождений до программистов – это главный ключ к успеху, основа процветания компании

CNews: Но это всё «тактика», а стратегически куда двигаетесь?

Сергей Чижиков: Автоматизированная система перспективного планирования развития месторождения – вот так, наверное, можно обозначить нашу стратегию. Цифровой двойник, интеллектуальное месторождение – имён много. Но если для управления промыслом в этом направлении уже есть серьезные заделы и наработки, то для этапа концептуального проектирования это пока мечты нефтяников. Мы не мечтаем о такой системе, мы уже уверенно и целенаправленно движемся к её созданию. Умеем забирать нужную информацию по прогнозу добычи на месторождении, знаем, в какие сторонние ИТ-решения передать ее для расчета гидравлики и энергетического баланса, понимаем основные ограничения и возможности.

CNews: За пределами родного нефтегазового сектора себя видите?

Сергей Чижиков: Уверен, наши наработки в области проектирования и формирования баз данных, создания инструментов для корпоративных ГИС-систем (геоинформационных систем – прим.ред.) и реализации микросервисной архитектуры будут востребованы и в других секторах экономики. А пока мы учимся, растим мускулы для следующего рывка. Он не за горами, ведь у нас есть опыт, сильная команда и репутация на рынке – основные слагаемые успеха!

erid:Kra23vmYyРекламодатель: ООО Индженикс ГрупИНН/ОГРН: 7727160384/157746354589Сайт: https://ingenix-group.ru/

Короткая ссылка