Нейросети и не только: куда движется российская ИТ-отрасль
Оборот российского ИТ-сектора в 2022 г. по сравнению с предыдущим годом увеличился на 22%. В результате был создан гибридный стек — комбинация из сохранившихся enterprise-решений, открытых программных продуктов и технологий следующего поколения, которые применяют российские компании и государственный сектор.
Снова нейросеть
Мировая ИТ-индустрия в последние годы переживает серьезный подъем — и не последнюю роль в этом процессе сыграли нейросети. Генеративные продукты оказались в массовом пользовании как у частных компаний, так и у бизнеса.
«Мы должны начинать работать с ними уже сейчас. Если не сделать этого, отстанем от мировой индустрии на десятилетия, если не навсегда», — отметил Николай Верховский, директор центра цифровой трансформации Московской школы управления «Сколково».
Генеральный директор консалтинговой компании BSSG Юрий Клочко считает, что применение генеративных моделей уже увеличивает объем данных и делает их более сложными. Это в свою очередь обязывает ответственно относиться к управлению данными, контролировать их качество и следить за безопасностью. Компаниям предстоит разрабатывать и применять политики и процедуры, чтобы контролировать использование генеративных алгоритмов и предотвращать злоупотребление ими. Это приведет к появлению специалистов с новыми компетенциями и расширит рынок труда.
В апреле «Сбер» представил авторские нейросети: GigaChat для создания текстов, Kandinsky — для изображений.
Переходим на «свое»
Уход западных компаний должен был дать толчок отечественным технологиям и сформировать новый российский стек. Юрий Клочко отметил, что во время этого процесса наибольшие сложности возникли на уровне аппаратной инфраструктуры. Но удалось преодолеть первый разрыв и найти оперативные решения.
«В 2022 году мы наблюдали кратный рост количества запросов на сопровождение всех основных видов системного ПО. В первую очередь это операционные системы, СУБД, системы резервного хранения и виртуализации, а также профессиональное прикладное ПО. По нашим оценкам, после ухода иностранных вендоров спрос на сопровождение софта вырос практически в 10 раз. И до сих пор это весьма актуальный вопрос для многих российских компаний. Поэтому в ближайшей перспективе им предстоит более активно прорабатывать стратегию перехода на отечественный ИТ-ландшафт», — подчеркнул Дмитрий Емельянов, руководитель направления «Поддержка системного ПО» компании КРОК.
Новые облака
Активным развитием на рынке могут похвастаться облачные сервисы. Юрий Клочко уверяет, что уже в этом году российские компании смогут полноценно использовать облако и решать в нем инфраструктурные задачи. Подключение нескольких провайдеров одновременно позволит снизить возможные риски.
Сергей Зинкевич, директор по развитию бизнеса «КРОК Облачные сервисы», согласен с этой точкой зрения. Он отметил, что компаниям, которые переносили ИТ-инфраструктуру в Россию из головных офисов, было гораздо выгоднее мигрировать в облако.
«Рынок облачных услуг вырос в целом на 35–40%. И мы считаем, что будет и дальше расти примерно с такой же скоростью», — сказал Сергей Зинкевич.
Взгляд в будущее
Эксперты считают, что в следующие годы ИТ-сектор продолжит получать господдержку, а предприятия будут внедрять в процессы искусственный интеллект.
«Технологии позволяют снизить себестоимость продукции, исключить простой складов и оборудования, уменьшить амортизацию, оптимизировать количество сырья и расходных материалов», — отмечает Екатерина Мелькова, руководитель направления Big Data & BI компании КРОК. По ее словам, все идет к тому, что появятся «системы-советчики», которые будут контролировать и повышать эффективность работы всего технологического процесса.
Однако по-настоящему показать развитие ИТ-сферы может только время.
«Создание общих технологических платформ сразу для нескольких предприятий в отрасли могло бы стать стимулирующим фактором для экономики, ведь персонализированная работа — это всегда долго и дорого, а универсальные решения хорошо показывают себя, когда приоритетами становятся надежность и скорость», — говорит Николай Верховский.