Спецпроекты

ПО Бизнес ИТ в банках Импортонезависимость

Павел Ахметчанов, Т-Банк: Онлайн-доски борются не друг с другом, а с неудобными процессами

После заявления компании Miro о прекращении работы аккаунтов российских пользователей, отечественные компании оказались в условиях необходимости поиска новых решений для работы. Т-Банк, уже имеющий опыт разработки собственных продуктов для внешнего рынка, представил свою онлайн-доску Unidraw, которая сегодня объединяет больше 40 тысяч пользователей. О том, как создать универсальное решение для эффективной работы, рассказал Павел Ахметчанов, руководитель направления улучшения процессов разработки в Т-Банке.

CNews: Почему Т-Банк отказался от готовых решений и создал собственную онлайн-доску?

Павел Ахметчанов: Вопросом создания собственного продукта мы начали заниматься еще два года назад. Мы внимательно изучили все имеющиеся к тому моменту решения на рынке и поняли, что их функционал не отвечает нашим запросам. Большинство российских решений было устаревшим, узкоспециализированным под онлайн-образование, практически у всех были ограничения в количестве пользователей одной доски, размере графиков и схем, отсутствовали стикеры, иные артефакты, необходимые пользователям для решения задач на online-досках. Мы нашли китайский сервис с функционалом, более-менее подходящим нашим бизнес-целям, но они не собирались выходить на российский рынок. Сейчас отечественные компании сделали множество доработок и расширили функционал сервисов, но на тот момент решение о создании собственного продукта было очевидным.

Когда Miro заявили о прекращении работы на территории России, мы уже были готовы поделиться собственным продуктом с рынком, так как наши команды уже второй год пользовались внутренней версией Unidraw. Однако решение Miro сильно ускорило этот процесс.

Павел Ахметчанов, Т-Банк: Вопросом создания собственного продукта мы начали заниматься еще два года назад

CNews: Что было наиболее важно воплотить в новом продукте?

Павел Ахметчанов: Здесь я бы выделял не отдельные характеристики, а скорее их сочетание. Должна быть бесконечная доска с возможностью делится правами на совместное редактирование по URL-ссылке, личный кабинет, в котором пользователь может управлять своими досками. Опять же, досок должно быть действительно много, и должна быть возможность объединять их в проекты. Также важны и другие функции — наличие стикеров, которые позволяют структурировать задачи на доске, стрелки-коннекторы, указывающие на разные элементы доски и связывающие их, базовый набор шейпов, и конечно, готовые шаблоны. Этот набор функций совершенно несложный, но их сочетание и возможность интеграции программы с другими сервисами крайне важны для проведения ретро, брейнштормов, презентаций, планирования и решения других задач.

CNews: Как вы сказали, Unidraw был решением для внутреннего использования, как получилось, что продукт быстро масштабировался до 40 с лишним тысяч внешних пользователей?

Павел Ахметчанов: Изначально созданием продукта занималась очень маленькая команда. Фактически, пара человек быстро организовали сервис с минимальным набором функций и начали его тестировать. Сначала работали в нем нашим направлением, потом стали делиться ссылками на доски с другими коллегами в рамках рабочих процессов. Так органически и без продвижения продукт завоевал своего пользователя внутри компании.

Уже на этапе альфа-тестирования 250 человек активно использовали сервис для работы. На стадии бета-тестирования было уже около 500 пользователей, а за полгода их число достигло количества пользователей Miro. MAU у нас и сейчас постоянно растет.

Выпуск продукта для внешних пользователей мы откладывали на более поздний срок, но сыграло несколько факторов. Первый — это заявление Miro, второй — требование наших внутренних пользователей вывести продукт в интернет для работы с контрагентами, проведения обучения с внешними бизнес-тренерами, и, конечно, проведение технических интервью с кандидатами.

Мы приняли решение делать облачный сервис бесплатным, главная причина — желание поддержать образование в России, а онлайн-доска это удобный инструмент для этой сферы, во-вторых, мы и сами используем облачный сервис для своих задач.

Буквально за две недели после выхода в Интернет количество пользователей Unidraw превысило показатели внутреннего сервиса, при этом процент коллег среди этих пользователей не был больше 9, это сразу нам дало импульс к тому, чтобы развивать внешний сервис активнее.

Общаясь с пользователями лично и в нашем Telegram канале, мы собираем обратную связь и используем задачи из бэклога, поэтому за короткий срок у нашего сервиса появилось более 40 тысяч пользователей, и мы продолжаем расти ежедневно.

CNews: Какие сложности вам пришлось преодолеть при запуске и развитии продукта? Что, на ваш взгляд, стало самой сложной частью работы?

Павел Ахметчанов: Когда мы запустились внутри, рост пользователей был органическим и константным, что позволяло нам принимать решение о переносе работ по стабилизации некоторых частей системы на более долгий срок. На одном внутреннем мероприятии кто-то из наших коллег продемонстрировал презентацию своего проекта на доске нашего сервиса и поделился ссылкой. Лавинообразный рост пользовательской базы привел к тому, что нам пришлось значительно перекраивать планы, и в срочном порядке заниматься техническим долгом.

С другой стороны, этот случай помог нам лучше подготовиться к тому, чтобы выйти на внешнюю аудиторию — мы были уже технически подкованы, все необходимые SRE-процедуры выполнены, и решены технические задачи по оптимизации системы передачи данных между реципиентами. Несмотря на то что создание продукта для внешней аудитории — сложная задача, которая требует дополнительных навыков, это хороший вызов для любой команды.

Внешний контур — уже совершенно другая среда, в которой нужно подключение серверов вне гиперзащищенного контура компании, к тому же, необходимо еще и выстраивание процессов поддержки, отдельная сетевая настройка, настройка выгрузки и анализа логов, чтобы контролировать работу системы.

Как пример задачи, которую нужно сделать для внешнего пользователя — это продумывать тип входа: по ID, телефону, в демо-режиме без регистрации и т.д.

И тут мы тоже столкнулись с необычными для нас явлениями. Например, у пользователей из разных стран разный формат номера мобильного телефона, а значит, нам нужно расширять возможности по входу и поддерживать популярные ID-провайдеры.

Задачи нестандартные и интересные, команда научилась с ними справляться и быстро подстраиваться под новые вызовы.

CNews: С началом выхода продукта в Интернет и увеличения числа пользователей работа была направлена только на оптимизацию серверов или удалось расширить и функционал платформы?

Павел Ахметчанов: За счет опыта преодоления лавинообразного роста пользователей при создании внутреннего сервиса, мы были готовы к тому, чтобы выдерживать нагрузку на систему. Когда выходили с Unidraw, мы столкнулись с другими вызовами. Внешние пользователи в целом — это другой характер работы с системой. К примеру, оказалось, что среди них много репетиторов. А это совершенно другие кейсы и механики использования нашего сервиса. То есть, если мы раньше уделяли особое внимание количеству стикеров и их функционалу, то здесь, как оказалось, гораздо важнее, насколько хорошо оптимизирован карандаш для написания формул и рисования, наличие схем и разнообразие элементов. И мы стали учитывать эти запросы от пользователей, и сейчас они напрямую влияют на наш бэклог.

С момента старта мы постоянно дополняем и улучшаем продукт с учетом постоянно поступающей обратной связи. Так у нас появились широкие стикеры, плавный карандаш, вынос функции блокировки из контекстного меню в меню элемента, вход по ссылке без регистрации с возможностью установления времени работы этой ссылки и многое другое.

И этот постоянный диалог с нашими пользователями порождает небольшие регулярные изменения и динамику постепенного улучшения сервиса, которые пользователь может даже не заметить в моменте.

CNews: Какие функции у Unidraw сегодня? Какие задачи и для каких направлений бизнеса и отраслей позволяет решать сервис?

Павел Ахметчанов: На самом деле, использование онлайн-доски сложно ограничить какой-то сферой, она применима, пожалуй, ко всем областям интеллектуальной деятельности.

Нам часто нужно что-то объяснить, наглядно показать, спланировать, изучить и это легче получается, если выразить мысли визуально. Unidraw как раз упрощает и оптимизирует эти процессы, позволяет выразить в визуальном пространстве мысли для более простой коммуникации как самим с собой, так и с другими людьми — поделиться с другом, коллегой, учеником, контрагентом.

Другой вопрос — где чаще всего наши пользователи применяют сервис?

Ответ такой — это проведение ретроспектив, репетиторство, преподавание, обучение, проведение технических собеседований, дизайн, визуализация архитектуры ПО, брейнштормы, визуализация схем BPMN, карты мыслей, карты гипотез и многое другое.

Наверное, главная характеристика, обобщающая пользователей продукта, — их работа связана с интеллектуальным трудом, в том числе, с коллективной работой и общением.

CNews: Как вы сказали, у банка два сервиса: внешний Unidraw и внутренний — Whiteboard. Как они отличаются по функционалу? Насколько внутренний сервис интегрирован в работу сотрудников?

Павел Ахметчанов: В начале стоит сказать, что функционал продуктов идентичен на 95%. 5% — подключенные провайдеры идентификаторов пользователей, демо-режим, отдельная документация, система сбора обратной связи. Во внутреннем сервисе больше специфичного для компании контента — это в основном шаблоны, которые используются только внутри компании.

В остальном это та же система. Можно сказать, что это два близнеца, которые развернуты по разному: один как OnPremis решение, второй как облачная развертка в публичном доступе.

Когда мы создаем новый функционал, сначала выкатываем его на внутренний сервис. Это помогает нам быстрее получить фидбек, быстрее «обкатать» новые функции. Как только мы видим, что стабилизировали функционал и он хорошо показал себя во внутреннем сервисе, мы его выкатываем в Unidraw.

Говоря о том, насколько внутренний сервис интегрирован в рабочую жизнь сотрудников, могу с уверенностью сказать, что он входит в ТОП-5 программ, которые вы можете встретить, заглянув в экраны наших коллег.

CNews: Вы сказали, Unidraw развивается больше двух лет, каких результатов удалось достичь?

Павел Ахметчанов: Интересный вопрос. На самом деле, нам все время чего-то не хватает, хочется сделать больше и лучше. Но если говорить об уже полученных результатах, в первую очередь это, конечно, тот факт, что маленькая команда сделала сервис, который заменил Miro для наших сотрудников. Позже он оказался востребован и во внешнем контуре, и его популярность постоянно растет.

CNews: Закладывали ли вы какие-то функции продукта, которые позволяют сервису выделиться на фоне других производителей?

Павел Ахметчанов: В целом рынок очень конкурентный. Я расскажу про несколько функций, которые мы представили первыми.

У нас у первых появилась возможность посмотреть историю версий, причем не просто пройтись по записям, как по заголовкам книги, но и увидеть, что конкретно было в этой версии.

Мы одними из первых представили готовые шаблоны для конкретных задач и форматов работы, архив проектов и досок. Также эти шаблоны можно создавать и загружать самостоятельно.

Если говорить о каких-то базовых инструментах, то у нас есть поиск, как ни странно, его много где еще нет. И одними из первых сделали возможность поделиться ссылкой на конкретную часть доски, чтобы пользователь который получит эту ссылку сразу открыл ее в нужном месте.

Можно переносить на доску данные из таблиц Excel, которые могут превратиться в график или набор стикеров. Есть функция Smart alignment, которая позволяет упорядочить выделенные элементы в табличном виде, что упрощает работу со стикерами и другими элементами.

И, конечно, один из самых приятных критериев для пользователя — отсутствие стоимости. Наш сервис бесплатный, но, несмотря на это, в нем можно создавать неограниченное количество досок.

CNews: 19 ноября Unidraw переходит из бета-версии в основную, что это будет значить для пользователей? Какой дополнительный функционал вы планируете интегрировать в Unidraw, можете анонсировать какие-то апдейты?

Павел Ахметчанов: Переход на основную версию — это, по сути, переход на новую модель данных, которая открывает для развития системы новые возможности.

У старой модели данных есть несколько недостатков, и самый главный из них — это сложность быстрой разработки новых видов визуализаций, шейпов, элементов. Из недостатков, которые могли заметить пользователи, это ресурсоемкость при манипулировании досками с большим количеством элементов.

С новой моделью мы улучшим показатели не только взаимодействия, но и объема хранения, и конечно, обработки при рендеринге самой доски. Это значит, что пользователи смогут при той же производительности создавать более сложные доски.

Также новая модель данных нам позволит за более короткий срок расширить базовую библиотеку Shapes, например, элементами BPMN для бизнес-анализа, и быстро реализовать новые элементы, о которых просят пользователи. Так уже к выпуску первой версии мы добавим новый Shape — треугольник, о чем просили наши пользователи-репетиторы.

А вот у стикеров после перехода на основную версию модели скоро появятся возможность просмотреть автора и выставить теги, по которым можно будет производить кластеризацию.

Кроме новой модели данных, пользователи увидят обновленный дизайн меню и тулбаров, хотя это еще и не финальные изменения.

CNews: Что в планах у создателей сервиса? Каких показателей вы хотите достичь, какие новые возможности открыть для пользователей? Рассматриваете ли вы вывод Unidraw на международный рынок?

Павел Ахметчанов: В ближайших планах развитие функционала нашего облачного сервиса. Также рассматриваем возможность предоставить сервис в виде OnPremis решения.

Если говорить о значимых этапах — это занять 25% российского рынка. Сам рынок онлайн-досок гораздо больше, чем многие предполагают. Думаю, что мы верно считываем запросы и видим тренды использования, поэтому 25% — вполне достижимая и приятная цель для начала.

Продолжая вопрос пользователей и их Use Cases, наша главная задача сейчас — изучить потребности и особенности использования, чтобы сделать функционал максимально комфортным для разных специалистов с учетом их пользовательского пути.

В рамках этого направления работы мы смотрим не на конкурентов и их практики, а на пользователей. Здесь часто оказывается, что выполнение многих запросов совсем не очевидно, с такими вызовами мы стараемся работать в первую очередь.

Например, есть Use Cases в которых мы выявили потребность использования ИИ-решений для упрощения работы, и самое приятное, что в нашей компании такие решения уже есть в качестве предоставляемых сервисов.

Выходить на международный рынок мы пока не планируем, но наша команда уже показала, что может адаптироваться под новые условия, поэтому в продукте мы закладываем возможность поддержки разных языков.

CNews: Как, на ваш взгляд, будет развиваться рынок онлайн-досок в России?

Павел Ахметчанов: Я бы сказал, что не надо смотреть на онлайн-доски как на полностью самостоятельный инструмент. Это скорее часть экосистемы, в которую входят остальные сервисы для работы.

Первая тенденция — органичная интеграция с другими сервисами для работы. Такой подход позволяет пользователю бесшовно переключаться между приложениями и, как следствие, делает рабочие процессы более комфортными и эффективными. К примеру, в интеллектуальном труде есть важные процессы: общение, визуализация, фиксация и систематизация, анализ, формулирование гипотез и т.д. Для каждого есть подходящие инструменты, но часто они плохо интегрированы между собой, что приводит к трате времени на монотонную работу переноса информации из одной системы в другую. Думаю, Miro тоже давно это поняли и начали развивать внутренние суб-сервисы (встроенный чат, видеозвонки, ведение задач и т.д.).

Вторая тенденция — в ближайшее время будут развиваться несколько online досок, которые постепенно займут свои ниши в разных направлениях, пересекаясь в какой-то из областей.

Короткая ссылка