Олег Покровский, «Росатом»: Создавая собственные ТИМ-решения, мы перестаем за свой счет обучать модели недружественных стран
Реализация проектов строительства сложных промышленных объектов сегодня невозможна без комплексного цифрового решения, которое обеспечит эффективный информационный обмен между участниками проекта на различных этапах стройки — от проектирования до сдачи объекта. О том, какие возможности создание такого решения откроет российской строительной индустрии, как участвуют в проекте участники рынка и ускорит ли искусственный интеллект создание единого ТИМ-решения, рассказал директор по разработке программного обеспечения компании «Цифрум» («Росатом») Олег Покровский.
«В идеале, мы хотим сделать так, чтобы все специалисты, задействованные в процессе проектирования, согласования, строительства, а также последующей эксплуатации, ремонта и реставрации объекта, имели доступ ко всей необходимой информации и могли общаться на основе единой информационной модели и в едином информационном пространстве»
CNews: Каковы цели и задачи в создании национального ТИМ-решения? Какие проблемы строительной отрасли и инфраструктуры оно может решить?
Олег Покровский: Комплексные решения для строительства стали востребованными по мере расширения цифровизации строительной отрасли. Но ранее российским компаниям их предлагали только крупные западные вендоры. Отечественные ИТ-разработчики в этом направлении могли развивать только какие-то простые нишевые продукты, и даже для ведущих отечественных компаний-разработчиков создание комплексных решений было нерентабельным.
Поэтому к 2022 году ситуацию на нашем строительном рынке в части единых информационных систем стала напоминать блин с огромной дырой посередине — ИТ-лакуна привела к разрывам взаимодействия в рамках высокотехнологичных строительных проектов и более того, они стали расти стремительными темпами. То есть небольшие компании, для которых комплексность ИТ-решений не играла большой роли, легко адаптировались к изменениям за счет имевшихся на тот момент предложений от российских вендоров. А вот крупные корпорации, в том числе работающие в строительном секторе, оказались в сложной ситуации, ведь для них важно, чтобы ИТ-продукт охватывал весь «жизненный цикл» рабочего процесса — от проектирования до эксплуатации. И вот таких предложений у отечественных вендоров не было.
CNews: Почему процесс создания такого крайне необходимого решения движется так медленно?
Олег Покровский: Речь идет о крайне масштабной задаче. Сделать бесшовный продукт, построенный на единой информационной модели, — такое по плечу только очень серьезным организациям, у которых есть развитые ИТ-компетенции, опыт крупного строительства, история партнерств с компаниями различных отраслей. Таким, как «Росатом». Но проблема в том, что решение этой масштабной задачи требуется найти в максимально короткие сроки, а это возможно только при условии объединения усилий широкого круга строительных организаций и групп разработчиков.
CNews: В чем суть инициативы «Росатома» по созданию комплексного ТИМ-решения? На совместном совещании «Росатома», Минстроя и «Нотим» в апреле речь шла об объединении целого ряда разработок. Как это можно сделать?
Олег Покровский: У «Росатома» на разной стадии реализации находятся 39 энергоблоков в 10 странах. И мы, как никто другой, чувствуем нерв строительства сложных индустриальных объектов. В начале нынешнего года мы обратились в Минстрой России с инициативой создать комплексное цифровое решение для таких проектов, объединив усилия отечественных компаний-разработчиков, индустриальных заказчиков, а также профильных органов исполнительной власти. В итоге уже в апреле совместно с министерством и Национальным объединением организаций в сфере технологий информационного моделирования «Нотим» мы обсуждали концепцию такого решения.
Мы исходим из того, что его базой станет интеграционная платформа — единая модель данных. Например, одна из самых больших проблем в строительной отрасли — передача информации от проектировщиков на стройплощадку и обратно. Эту задачу сложно решить даже внутри одной организации, потому что зачастую каждое направление работает на своем софте. И все трудности происходят «на стыке». Поэтому так важен комплексный подход: он предполагает единую информационную модель, единые регламенты и правила передачи данных, единую автоматизированную выгрузку информации в государственные системы (в первую очередь в Главгосэкспертизу и Ростехнадзор), единые открытые экспертизы и т.д. Это единая информационная среда строительной индустрии. В идеале, мы хотим сделать так, чтобы все специалисты, задействованные в процессе проектирования, согласования, строительства, а также последующей эксплуатации, ремонта и реставрации объекта, имели доступ ко всей необходимой информации и могли общаться на основе единой информационной модели и в едином информационном пространстве.
Когда мы обсуждали концепцию решения, все сходились во мнении, что благодаря комплексному ТИМ-решению, повысится эффективность проектирования и управления проектами промышленного строительства, сократятся сроки и стоимость строительства, возрастут производительность труда и качество возведения объектов, снизятся риски, связанные с возведением и эксплуатацией объектов. Также будет решен вопрос информационного обмена по всей цепочке промышленной и производственной кооперации. И создавать такое решение необходимо с расчетом выхода на международные рынки, поскольку оно может стать для российских компаний перспективным направлением международного сотрудничества.
CNews: Какие данные и какие процессы, по вашему мнению, необходимо централизовать на платформе?
Олег Покровский: Хотя ТИМ-решение охватывает весь цикл от проекта до ввода в эксплуатацию, мы сейчас, чтобы не потерять фокус, концентрируемся в основном на стадии сооружения объекта и на бесшовной передаче от этапа проектирования на стадию сооружения и обратно. Ведь во время строительства в проектную документацию неизменно приходится вносить какие-то изменения. И аналогов такой модели в нашей стране попросту нет.
«ТИМ-решение — единственный подход, способный сформировать дата-сеты для обучения разнообразных ИИ-моделей для промышленности»
CNews: Насколько важно для вас, чтобы платформа была доступна для малого и среднего бизнеса? Какие механизмы поддержки для них вы могли бы предложить?
Олег Покровский: Для «Росатома» важно привлечь широкий круг вендоров, — мы далеки от мысли, что за несколько месяцев получится создать продукты, на программирование которых на Западе ушли десятилетия. Именно поэтому на базе «Нотим» создана рабочая группа с участием широкого круга компаний, включая «Росатом», которая последовательно продвигается в решении данного вопроса.
«Росатом» в лице компании «Цифрум» создает интерфейсы, единую модель и интеграционную среду, в которую приглашает вендоров. Со многими уже ведем переговоры, чтобы закрыть определенный функционал за счет существующих рыночных решений. Мы будем только рады, если вендор решит, что ему выгодно находиться в нашей экосистеме, и будет нас поддерживать. Так что мы как раз выступаем за то, чтобы небольшие компании-разработчики присоединялись к нам. Наверняка, присоединившись к большому и стремительному лайнеру, они сами поедут быстрее.
CNews: Сегодня ИТ-рынок активно дискутирует интеграцию искусственного интеллекта в создание индустриального ПО нового поколения. Какую роль вы отводите ИИ и большим данным в будущем ТИМ-решении?
Олег Покровский: Проблема в том, что если все данные о проекте строительства находятся в Excel, как это происходит повсеместно сейчас, то никакую модель мы не обучим. Это возможно сделать, только когда все массивы будут содержать одинаково структурированные данные. Пока уровень развития софта, который у нас есть, не позволяет активно интегрировать искусственный интеллект. Поэтому комплексное ТИМ-решение — единственный, на мой взгляд, подход, способный сформировать дата-сеты для обучения разнообразных ИИ-моделей для промышленности.
Замечу, что импортозамещение пошло нам только нам пользу: западные вендоры тянули нас в мир облачных решений. А это значит, что твои данные находятся не у тебя. Без сомнения, вендор не будет присваивать права на вашу рабочую документацию, она останется вашей интеллектуальной собственностью. Но использовать ее, чтобы обучить свои модели искусственного интеллекта, он точно будет. Просто потом аккуратно положит все на место. Так что, создавая собственные комплексные решения, мы перестаем за счет своих данных обучать модели недружественных стран.
CNews: Какие сложности могут возникнуть при интеграции решения в существующие ИТ-системы строительных компаний или государственных организаций?
Олег Покровский: Сложности всегда одинаковые: отсутствие стандартов, различия в моделях данных. Но у нас накопился огромный опыт. Инжиниринговый дивизион «Росатома» строит АЭС за рубежом — создает самые сложные промышленные объекты в мире. На протяжении всего цикла задействованы несколько сотен информационных систем одновременно. И между ними выстраивается интеграция. Как делать эту работу, мы понимаем.
CNews: Какие вызовы вы видите в разработке единого стандарта обмена данными, который удовлетворял бы требованиям всех участников, от проектировщиков до подрядчиков и государственных органов?
Олег Покровский: Основной вызов — надо садиться и просто делать. Работа идет, стандарты выпускаются. Другое дело, что темп не всегда такой высокий, как хотелось бы. Стандарты и изменение нормативных документов — отдельный трек нашей работы. Все упирается далеко не только в разработку. От бюрократических моментов никуда не уйти, это все понимают. Но при этом полны решимости двигать задачу.
CNews: А какие виды отчетности должны быть доступны на платформе для разных уровней управления — от операционного до стратегического?
Олег Покровский: Проектирование отчетности — задача непростая. Здесь важно, что все первичные данные должны находиться в системе и быть валидными. То есть за каждый набор данных обязан отвечать конкретный сотрудник, который гарантирует, что вся информация, занесенная в базу, верна. Когда есть этот «нижний слой», надстроить сверху витрины данных, BI-систему, систему отчетности для высшего руководства, — дело техники. Как показывает наш опыт, проекты по созданию подобных систем проваливаются не потому, что интерфейс плохой. Проблема в том, что в системы данные зачастую заносятся вручную, а по дороге их кто-то еще и правит. Так что наша задача — сделать качественную и честную базу с метриками качества данных для таких BI-систем.
CNews: Насколько важно для вас иметь на платформе, которая станет базой комплексного ТИМ-решения, встроенные возможности моделирования рисков и прогнозирования на основе исторических данных?
Олег Покровский: Я не уверен, что такой функционал вообще появится в рамках нашей платформы, потому что исторические данные у каждого заказчика свои. Это скорее инструмент.
Когда один всемирно известный западный вендор много лет назад активно внедрял в России свой софт, он приходил с таким посланием: «Мы работаем по всему миру, в нашем продукте прошиты лучшие практики, и их можно только несущественно поменять. И если в вашем бизнесе практики не соответствуют нашим, извините, правьте тогда свои практики, а не наши подходы». Наш подход другой. «Росатом» не говорит, что лучше всех знает, как строить, и сейчас этому всех научит. Мы придерживаемся совершенно другой идеологии. В основе нашего продукта — собственная low-code платформа «Атомкод», которую создали в «Росатоме» и используют в отрасли. Она дает необходимую гибкость при внедрении — если у заказчика есть какой-то бизнес-процесс, который в системе не описан, мы можем быстро на стадии внедрения подстроиться под него. Это современный подход, позволяющий оперативно создавать и развертывать пользовательские приложения, оптимизировать затраты на разработку и снизить требования к квалификации «дефицитных» программистов.
Гибкий подход изначально зашит внутри ТИМ-решения. Он позволяет не навязывать какую-то конкретную бизнес-модель, а внедрить лучшие практики, которые есть у заказчика. Нет смысла чему-то учить какую-то крупную промышленную компанию. Они сами все знают.
CNews: На каком этапе сейчас находится реализация проекта?
Олег Покровский: Прототип уже создан и получил положительные отзывы от экспертов-строителей атомной отрасли. Так что у нас на руках есть основа, с которой мы готовы продолжить диалог с коллегами из Министерством строительства и приглашаем в это обсуждение коллег по рынку. Процесс создания комплексного решения абсолютно прозрачный, он объединяет экспертов широкого круга компаний. Так и должно быть, если мы хотим, чтобы общий результат создавал выгоду для каждой компании в отдельности и синергии в строительной индустрии в целом.
■ erid:LjN8KJt51Рекламодатель: Частное учреждение «Центр коммуникаций»ИНН/ОГРН: 9705152344/1217700048851