Как в России потратят 900 млрд руб. на развитие беспилотников
На развитие беспилотной авиации в России до 2030 г. будет потрачено почти 900 млрд руб. Затраты пойдут на производство беспилотников, стимулирование спроса на них, создание инфраструктуры, подготовку кадров и разработки.
Национальный проект «Беспилотные авиационные системы»
В распоряжении CNews оказался национальный проект «Беспилотные авиационные системы» (БАС). Документ предполагает затраты в размере 898,4 млрд руб. за период c 2024 по 2030 г. Из этой суммы федеральный бюджет потратит 696,9 млрд руб., бюджеты субъектов федерации — 143,5 млрд руб., внебюджетные источники — 92,5 млрд руб.
Куратором нацпроекта является Минпромторг. Как пояснил CNews замглавы ведомства Василий Шпак, в нацпроект будут вноситься корректировки. Ранее журнал Forbes писал, что размер финансирования нацпроекта может быть сокращен до 714 млрд руб.
Федеральные проекты по беспилотным авиационным системам
Нацпроект состоит из пяти федеральных проектов. Наиболее дорогостоящим из них является «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы». Сумма затрат по нему составляет 320 млрд руб., из которых федеральный бюджет потратит 177,6 млрд руб., бюджеты субъектов федерации — 16 млрд руб., внебюджетные источники — 54,4 млрд руб. Куратором этого федпроекта является Минпромторг.
Второй по стоимости затрат федпроект — «Разработка, стандартизация и серийное производство беспилотных авиационных систем и комплектующих». Сумма затрат на него составит 267 млрд руб., из которых федеральный бюджет потратит 214,8 млрд руб., бюджеты субъектов федерации — 16 млрд руб., внебюджетные источники — 36,3 млрд руб. Куратором федпроекта также является Минпромторг.
Третий по величине планируемых затрат федпроект — «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем». Затраты на его реализацию составят 235,9 млрд руб., из которых федеральный бюджет направит 230,67 млрд руб., бюджеты субъектов федерации — 38 млрд руб., внебюджетные источники — 1,93 млрд руб.
Еще два федпроекта курирует Министерство науки и высшего образования. Один из них — это «Кадры для беспилотных авиационных систем». Сумма затрат на его реализацию составляет 25,7 млрд руб., из которых федеральный бюджет направит 24,8 млрд руб., бюджеты субъектов федерации — 860 млн руб. Другой федпроект — «Перспективные технологии для беспилотных авиационных систем». Затраты федерального бюджета на его реализацию составят 49 млрд руб.
Целевые показатели нацпроекта БАС
По результатам реализации нацпроекта БАС объем российского рынка БАС, включая самолеты, вертолеты, мультироторы, но без учета образовательных БАС, увеличится с 25,7 тыс. штук в 2023 г. до 46,2 тыс. в 2030 г. Доля БАС российского производства в общем объеме БАС увеличится с 23,7% до 70,3%. Доля БАС российского производства в общем объеме государственных закупок БАС увеличится с 25% до 80%. Количество произведенных российских БАС увеличится за это время с 6,12 тыс. штук до 32,5 тыс. Уровень технологического суверенитета в отрасли БАС вырастет за это время с 4,2 до 1,5.
Количество субъектов федерации, оснащенных инфраструктурой НПЦ в соответствии с методической поддержкой АНО «Федеральный центр БАС», к 2027 г. составит 48. Количество субъектов Единого реестра российских производителей БАС и комплектующих составит 120 к 2030 г., количество новых российских решений для обеспечения интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство составит 17.
К 2028 г. все 89 субъектов федерации будут оснащены унифицированной инфраструктурой для обеспечения полетов беспилотных воздушных судов. К этому же времени все аэродромы, отнесенные к объектам транспортной инфраструктуры воздушного транспорта I категории, будут оснащены техническими средствами обнаружения и противодействия противоправному применению беспилотных воздушных судов.
Время получения доступа к использованию воздушного пространства для оборудованных беспилотных воздушных судов снизится с 120 часов в 2023 г. до 2 часов в 2026 г. Время оказания государственной услуги по сертификации типовой конструкции беспилотной авиационной системы за этот период времени снизится с 18 месяцев в 2023 г. до 2 месяцев в 2026 г.
Подготовка кадров для БАС
Количество образовательных организаций, в которых реализуются образовательные программы общего образования, дополнительного образования детей, практико-ориентированные образовательные программы среднего профессионального образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, основные программы профессионального обучения в сфере БАС, в том числе с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, увеличится с 4,45 тыс. в 2024 г. до 42,8 тыс. в 2030 г.
За это время количество дополнительных профессиональных программ в сфере БАС, прошедших экспертизу и включенных в цифровой реестр кадров БАС, увеличится с 50 до 250. Количество специалистов в сфере разработок, производства и эксплуатации БАС, подготовленных или получивших подтверждение квалификации или осуществляющих деятельность в сфере БАС и находящихся в цифровом реестре кадров БАС, в рамках принятой системы непрерывной подготовки, увеличится с 90 тыс. человек в 2025 г. до 1 млн в 2030 г.
Количество образовательных организаций высшего образования, при поступлении в которые в качестве индивидуальных достижений будут учитываться результаты соревновательных мероприятий в сфере проектирования, создания, эксплуатации и обслуживания БАС, составит 35.
В 2030 г. количество опытных и экспериментальных образцов и демонстраторов технологий БАС, полученных в результате научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по технологическому направлению «Технологии компоновки и принципы движения беспилотных воздушных судов (БВС)» в 2030 г. составит 6, по направлению «Энергетические и силовые установки» — также 6.
По каждому из направлений «Технологии навигации, радионавигации», «Технологии, методы и средства связи», «Технологии технического зрения для БАС», «Новые технологии производства и новые материалы для БАС», «Технологии группового взаимодействия БВС, принятия решений и комплексных систем управления БВС», «Технологии и средства интеграции БВС в единое воздушное пространство» и «Вычислители, фотонные интегральные информационные системы» количество опытных и экспериментальных образцов составит по 5.