Спецпроекты

ПО Цифровизация Импортонезависимость

Российским разработчикам промышленного ПО предстоит закрыть более 800 «белых пятен»

У российских разработчиков индустриального ПО есть 837 «белых пятен» — потребностей различных отраслей, которые они пока не могут заменить после ухода иностранных вендоров. Больше всего «белых пятен» в агропромышленном комплексе и автомобилестроении. По классам ПО больше всего «белых пятен» в CAD, CAE, CAM и PLM-системах.

«Белые пятна» российского индустриального ПО

У российских разработчиков индустриального ПО в настоящее время насчитывает 837 «белых пятен» — потребностей отраслей народного хозяйства, которые они пока не могут закрыть после ухода иностранных вендоров. Об этом сообщил глава Центра компетенций в сфере ИТ (ЦКИТ) Илья Массух в ходе кросс-отраслевого демо-дня ИЦК (индустриальных центров компетенций).

Из этих «белых пятен» в случае с 425 потребностями требуется серьезная доработка отечественных решений, а для 412 потребностей отечественные решения отсутствуют вовсе. К соответствующим выводам пришел ЦКИТ в рамках исследования потребностей 39 ИЦК, включенных в дорожную карту НИПО (Новое индустриальное ПО).

У российских разработчиков индустриального ПО в настоящее время насчитывает 837 «белых пятен»

В каких ИЦК больше всего «белых пятен»

Больше всего «белых пятен» — 172 — в объединенном ИЦК «Агропромышленный комплекс» (объединяет ИЦК «Растениеводство», «Животноводство» и «Пищевая промышленность»), причем для 159 потребностей отечественные решения отсутствуют полностью. Массух объясняет это тем, что вместе с западными АСУ ТП (автоматизированными системами управления технологическими процессами) в данную сферу пришло множество зарубежных нишевых решений.

В ИЦК «Автомобилестроение» 101 «белое пятно», в том числе в 56 случаях отсутствуют отечественные решения, в 45 требуется серьезная доработка. В ИЦК «Электроника и микроэлектроника» 47 «белых пятен», в том числе в 35 случаях отечественные решения отсутствуют, в 12 требуется серьезная доработка. В ИЦК «Общее машиностроение» 62 «белых пятна», из них в 48 требуется серьезная доработка отечественных решений, в 14 случаях отечественные решения отсутствуют.

Количество «белых пятен» в российском индустриальном ПО в разрезе ИЦК

ИЦК (Индустриальные центры компетенций) Требуется серьезная доработка отечественных решений Отсутствуют отечественные решения
Автомобилестроение 45 56
Железнодорожное машиностроение 5 2
Двигателестроение 28 17
Судостроение 20 17
Авиастроение 16 9
Ракетно-космическая промышленность 7 9
Общее машиностроение 48 14
Станкостроение 14 2
Специализированное машиностроение 55 6
Метрология 30 7

Схожее число «белях пятен» в ИЦК «Специализированное машиностроение» — 61, в том числе в 55 случаях требуется серьезная доработка отечественных решений, в 6 случаях отечественные решения отсутствуют вовсе.

chart_icon.png

Самые проблемные отрасли в российском индустриальном ПО в разрезе ИЦК

Больше всего «белых пятен» в агропромышленном комплексе, автомобилестроении и специализированном машиностроении

Требуется серьезная доработка отечественных решений
Отсутствуют отечественные решения

В ИЦК «Двигателестроение» 45 «белых пятен», из них в 28 случаях отечественные решения требуют серьезной доработки, в 17 — отечественные решения отсутствуют. В ИЦК «Электроэнергетика» 38 белых пятен, в том числе в 25 случаях требуется серьезная доработка отечественных решений, в 17 случаях они отсутствуют. В ИЦК «Судостроение» 37 «белых пятен», из них в 20 случаях отечественные решения требуют серьезной доработки, в 17 случаях отечественные решения отсутствуют.

Аналогичное число «белых пятен» в ИЦК «Метрология». В том числе для 30 потребностей нужна серьезная доработка отечественных решений, для 7 потребностей отечественные решения отсутствуют. В ИЦК «Авиастроение» 25 «белых пятен», из них в 16 случаях требуется серьезная доработка отечественных решений, в 9 случаях отечественные решения отсутствуют. В то же время для ряда ИЦК — «Авиационный транспорт», «Строительство», «Недропользование. Геология» и «Фиксированная связь» — «белые пятна» отсутствуют.

В каких классах ПО больше всего «белых пятен» у российских разработчиков

Если рассматривать потребности отечественных заказчиков в разрезе классов ПО, то больше всего «белых пятен» — 127 — в CAD-системах (системы автоматического проектирования, САРП). В том числе в 75 случаях отечественное ПО отсутствует, в 52 — требует серьезной доработки.

В CAE-системах (системы инженерных расчетов) 121 «белое пятно», в том числе в 85 случаях отечественное ПО отсутствует, в 36 — требует серьезной доработки. В CAM-системах (управляющие программы для станков с числовым программным управлением) 67 «белых пятен», в том числе в 39 случаях нет отечественных решений, в 28 — отечественные решения требуют серьезной доработки. В области отраслевого ПО для электроэнергетики 58 «белых пятен». В том числе в 33 случаях нет отечественных решений, в 25 — отечественные решения требуют серьезной доработки.

Количество «белых пятен» российского индустриального ПО в разрезе различных классов ПО

Требуется серьезная доработка Отсутствуют отечественные решения
Отраслевое ПО в издательской деятельности 8
Отраслевое ПО в телерадиовещании 6 14
Отраслевое ПО в спутниковой связи 6
Отраслевое ПО в мобильной связи 11 13
Отраслевое ПО в ЖКХ 25
Отраслевое ПО в образовании 1
Отраслевое ПО в ЖД на транспорте 3
Отраслевое ПО аэропортов 1 3
Отраслевое ПО в финансовой отрасли 8
Отраслевое ПО в нефтегазовой отрасли 2

В области PLM-систем (управление жизненным циклом изделия) 58 «белых пятен», в том числе для 30 потребностей отсутствует отечественное ПО, для 28 — отечественные решения требуют серьезной доработки. В области PDM-систем (управление данными об изделии) есть 53 «белых пятна», в том числе для 27 потребностей отсутствуют отечественные решения, для 26 — отечественные решения требуют серьезной доработки. В области GIS (геоинформационные системы) 52 «белых пятна», из низ в 28 случаях отсутствуют отечественные решения, в 26 случаях отечественные решения требуют серьезной доработки.

В области MDM (управление мастер-данными) , ECAD (автоматизация проектирования электронных устройств) и ERP-систем (управление ресурсами предприятия) количество «белых пятен» составляет 35 для каждого указанного класса систем. В том числе для каждой из двух групп — MDM и ECAD — существует по 25 потребностей, для которых нет отечественных решений, и по 10 потребностей, для которых требуется серьезная доработка отечественных решений. Для ERP существует 16 потребностей, для которых требуется серьезная доработка отечественных решений, и 19 потребностей, для которых отечественных решений нет.

Какие классы ПО надо дорабатывать в разрезе различных сфер машиностроения

ЦКИТ также проанализировал зрелость отечественного промышленного ПО по различным классам ПО для машиностроительной отрасли. В сфере «Проектирования и подготовки производства» полностью отсутствуют отечественные решения по классу EDA/ECAD. В серьезной доработке нуждаются решения классов CAD, SPDM (управление процессами и данными компьютерного моделирования), BIM/AEC (информационное моделирование зданий) , 1D (параметрическое моделирование) и MPM (управление производственными процессами). Для закрытия критически важного функционала требуется доработка решений по классам CAE, CAM, PLM/PDM, CAPP (технологическая подготовка производства) и MDM.

В сфере «Управления производством» необходима серьезная доработка решения класса APC (усовершенствованное управление технологическими процессами), RTO (оптимизация управления технологическими процессами в реальном времени) и CAQ/CAT/QMS (автоматизированный контроль качества). Доработка для закрытия критически важного функционала требуется для классов MES (управление производственными процессами), SCADA (автоматизированная система управления технологическими процессами), CMMS/HSM (мониторинг в управлении обслуживания оборудования), LIMS (лабораторные потоки работ и документов), HMI (ПО человеко-машинных интерфейсов на производстве) и GIS.

Какие классы российского индустриального ПО требуют доработки для машиностроительной отрасли

Необходима доработка решения для закрытия критически важного функционала Необходима серьезная доработка решения для закрытия критически важного функционала Отсутствуют российские решения, закрывающие критически важный функционал
Проектирование и подготовка производства CAE (системы инженерных расчетов) CAD (САПР) EDA/ECAD (автоматизация проектирования электронных устройств)
CAM (разработка управляющих программ для станков с ЧПУ) SPDM (управление процессами и данными компьютерного моделирования)
PLM/PDM (управление жизненным циклом и данными об изделии) BIM/AEC (информационное моделирование зданий)
CAPP (технологическая подготовка производств) 1D (параметрическое моделирование)
MDM (управление мастер-данными) MPM (управление призводственными процессами, цифровое производство)
MM (математическое моделирование)
IETM (интерактивная техническая документация (ИЭТР)
Управление производством MES (управление производственными процессами) APC (усовершенствованное управление технологическими процессами)
SCADA (АСУ ТП) RTO (оптимизация управления технологическими процессами в реальном времени)
CMMS/HSM (мониторинг в управлении обслуживанием оборудования) CAQ/CAT/QMS (автоматизированный контроль качества)

В сфере «Управления предприятием» отечественные решения полностью отсутствуют по классу SCM (управление цепочками поставок). Серьезная доработка требуется для решений классов MRO (обслуживание и ремонт деталей) и EAM (управление основными фондами). Доработка с целью закрытия критически важного функционала требуется для решений класса ERP, BPM (управление бизнес-процессами), TMS (управление транспортом), ILS (интегрированная логистическая поддержка изделий), ECM (управление корпоративным контентом), RMIS (управление рисками и внутренним контролем), FSM (выездное сервисное обслуживание), CPM/ERM (управление эффективностью предприятия), APS (система производственного планирования) и WMS (управление складом).

В сфере «Сквозных цифровых технологий» серьезная доработка требуется для решений классов «индустриальные облака», «Ai/ML для промышленности», «Digital Twin изделий» и «Digital Twin производства». Доработка с целью закрытия критически важного функционала требуется для решений класса IIoT (платформы индустриального интернета вещей). Ни по одному из классов полностью зрелого российского ПО не существует.

Сравнение функционала российского и зарубежного индустриального ПО

ЦКИТ совместно с Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого также провели оценку количества функциональных характеристик, которые реализуют отечественные и зарубежные решения в сфере промышленного ПО. По классу CAD-систем наибольшим числом функциональных характеристик обладают продукты PTC Creo (разработчик — PTC) — 414, SolidWorks (Dassault Systems) — 413 и NX CAD (Siemens) — 405. Из отечественных решений наибольшее число функциональных характеристик у продукта «Компас 3D» от ГК «Аскон» — 327. В целом российские CAD-системы не дотягивают до уровня решений от Siemens и Dassault Systems, отмечает Илья Массух.

Сравнение количества функциональных характеристик российского и зарубежного индустриального ПО

Класс решений Вендор Продукт Количество функциональных характеристик
CAD-системы
Зарубежные решения PTC PTC CREO 414
Dassault Systems SolidWorks 413
Siemens NX CAD 405
Dassault Systems Catla 388
Autodesk AutoCAD 352
Autodesk Inventor 277
Autodesk Fuslon 360 207
Отечественные решения ГК «Аскон» Компас 3D 327
РФЯЦ ВНИИЭФ СПЖЦ CAD 177

По классу CAE-систем из зарубежных решений наибольшее число функциональных характеристик у продуктов Ansys — 296, Altair — 291, Simcenter 3D (Siemens) — 244 и Comsol Multiphysics — 211. Из отечественных решений наибольшим числом функциональных характеристик обладают «Логос» (разработчик РФЯЦ ВНИИЭФ) — 170, SiminTech3В сервис») — 154, CadFlo («Кадило») — 153, FlowVisionТесис») — 138. В сфере CAE-систем у российских разработчиков есть отставание по отдельным проектам. С целью решения данной проблемы был создан консорциум «Логос», говорит Массух.

По классу CAM-систем из зарубежных продуктов наибольшим число функциональных характеристик обладают продукты NX CAM (Siemens) — 313, PTC Creo (PTC) — 289, PowelMill (Autodesk) — 230, Mastercam (Sandvik) — 229 и FeatureCAM (AutoDesk) — 214. Из отечественных продуктов наибольшим число функциональных характеристик обладают продукты Adem-VX (разработчик — ГК Adem) — 300, «Гемаа-3D» (НТЦ «Гемаа-3D») — 273 и NCManager («Интекс») — 244.

CAM-системы предназначены для управления станками с числовым программным управлением (ЧПУ). И хотя в России нет своих станков с ЧПУ, программы для их управления есть, отмечает Илья Массух. Однако у российских разработчиков отсутствует система виртуальной верификации.

По классу PLM-систем среди зарубежных продуктов наибольшим числом функциональных характеристик обладают продукты TeamCenter (Siemens) — 259, SAP PLM (SAP) — 250, AКAS Innovator (ARAS) — 227, Enovia (Dassault Systems) — 223 и Windchill (PTC) — 216. Из отечественных решений наибольшим количеством функциональных характеристик обладают Lotsia PLM (разработчик — «Лоция Софтвэа») — 257, решения CSSoft (разработчик — ГК «СиСофт») — 230, Appius-PLM («Аппиус-Софт») — 228 и «Лоцмам-PLM» (ГК «Аскон») — 206.

Игорь Королев

Короткая ссылка