ИИ-секретарь и скидки на кофе: что должна уметь биллинговая система в телекоме
Биллинговая система — ключевой элемент инфраструктуры телеком-оператора. Каким требованиям в условиях современного рынка должна отвечать биллинговая система и как соответствие им обеспечивают операторы?
В 2024 году российский рынок телекоммуникаций вырос на 6,2% и, по прогнозам аналитиков, будет расти в среднем на 4% в год (Интерфакс). Драйвером роста стал рынок мобильной связи — на него приходится 61% доходов отрасли. Количество абонентов растет: на конец 2024 года проникновение достигло 180%, а в абсолютном выражении прирост абонентской базы превысил 4 млн. Эксперты связывают это с продвижением дополнительных услуг и опций, медийных сервисов, конвергентных пакетов, а также с активным развитием виртуальных операторов.
Одновременно участники рынка сталкиваются с целым рядом вызовов: необходимостью поддерживать высокое качество связи и широкий набор услуг параллельно с импортозамещением оборудования и ПО и повышением эффективности бизнес-процессов. Очень много в работе операторов связи зависит от взаимодействия с абонентами. И здесь у каждой компании основную роль играет биллинговая система. Ее стабильное функционирование отвечает за доступ к набору услуг и их корректную оплату, что в итоге напрямую влияет на удовлетворенность и лояльность клиентов.
Каким требованиям должна отвечать современная биллинговая система и как ведущие операторы связи обеспечивают соответствие им?
Гибкость и маневренность
Обмен минут разговора на поездки на самокате, подарки и скидки в музеях, ресторанах и онлайн-сервисах, подписки на библиотеки, онлайн-кинотеатры и игровые платформы, страхование и консультации ветеринара. В борьбе за привлечение и удержание абонентов операторы мобильной связи расширяют набор и повышают качество услуг. В ход идут персонализированные скидки, эксклюзивные предложения, комплексные услуги, партнерский контент и возможность настроить тариф под себя.
Гибкая, маневренная биллинговая система становится важным конкурентным преимуществом. Сегодня она должна обеспечивать учет и тарификацию услуг не только оператора, но и партнерских сервисов в режиме реального времени, и, кроме того, выдерживать рост количества абонентов.
«Мегафон» использует Nexign Online Charging System,которая обеспечивает гибкие модели тарификации (конструкторы тарифных планов, скидки, бонусы персонализированные предложения), позволяет уведомлять абонентов о порогах потребления, поддерживает комплексные продуктовые предложения и сложные тарифные схемы.
МТС в 2024 году запустила Telecom Platform, высокопроизводительную платформу операторского класса в сетях GSM, 4G и 5G. Она позволяет гибко формировать тарифные планы, внедрять новые продуктовые предложения и обеспечивает возможность prepaid-расчетов с клиентами, автоматизирует процессы, отвечающие за контроль, управление балансами и тарификацию услуг. Система поддерживает актуальные и новые стандарты связи и может заменить зарубежные вендорские решения, которые больше не работают в России. Разработку МТС можно развернуть на базе любого телеком-оператора.
Один из ключевых элементов платформы — онлайн-биллинг (OCS — Online-Charging System). На его основе реализуются возможности, которые позволяют базовую связь нативно встроить в любые гибкие продукты для телекома с их вариативностью и персонализацией.
У МТС система биллинга Foris (биллинговая система класса BSS) была надежной и высокопроизводительной, но телеком-центричной платформой, ориентированной на пакеты мегабайт, минут и SMS. Очевидно, что в современных условиях этого мало. Если раньше абонентам было достаточно пакета телеком-продуктов, то сегодня финтех, медиа, развлечения и реферальные программы — «джентльменский набор», которого клиент ожидает от любого оператора.
Поэтому МТС пошла по пути расширения технологического предложения внутри компании вслед за расширением продуктового предложения вовне с тем, чтобы предоставить абонентам бесшовный опыт использования возможностей экосистемы. Продолжая пользоваться классическими телеком-услугами, абоненты МТС могут дополнять свою корзину банковскими продуктами, смотреть фильмы, слушать музыку, легко переключаясь между услугами и так же легко подключая любую из них. Построенная на актуальном технологическом стеке, Telecom Platform позволяет запускать продукты в считаные дни. Она является частью The Platform, которая, в свою очередь, дает все те преимущества бесшовного экосистемного опыта, который было трудно реализовать на Foris.
Импортонезависимость
К решению обрести независимость от иностранных продуктов так или иначе приходят все крупные российские телеком-операторы. Кто-то раньше — как «Мегафон» с Nexign и Tele2 с Bercut. В том и другом случае история сотрудничества с отечественными разработчиками насчитывает уже десятки лет. Кто-то позже. В марте 2024 «Вымпелком» (бренд «Билайн») выкупил права на исходный код ядра биллинговой системы американо-израильской компании Amdocs, а в мае того же года стало известно, что «Ростелеком» намеревается заменить решения Oracle на российские. МТС переходит на Telecom Platform с Foris, которую использовала более двадцати лет.
«Сочетание трех составляющих — разработки, эксплуатации и техподдержки — определяет независимость решения от любых внешних факторов: финансовых или геополитических, — объясняет Назар Гельдыев. — Возьмем обычную базовую станцию. Раньше мы обращались к крупнейшим мировым игрокам — Nokia, Huawei, Ericsson. Но разработка не принадлежала нам — значит, не было и независимости. Последние годы мы начали смотреть в сторону разработки собственных базовых станций. С онлайн-биллингом ситуация схожая. Старый онлайн-биллинг нам не принадлежит. Мы не можем вносить в него изменения. Чтобы избежать ограничений на фоне растущей потребности в новых биллинговых механиках и технологиях (например, поддержки 5G и динамического управления качеством сервиса (QoS), еще в 2021 году мы защитили стратегию разработки собственного онлайн-биллинга. События 2022 года лишь подчеркнули правильность этой стратегии».
Нетрудно заметить, что в большинстве случаев компании предпочитают подолгу не менять разработчика. Бесперебойная работа биллинговой системы критична для мобильного оператора. Миграция связана со сложностями. Как сообщают в МТС, в 80% случаев проекты по замене биллинговых систем на рынке экспертами оцениваются как неудачные. Среди ключевых причин — смена вводных, уточнения и дополнения, которые вносят в изначальное техзадание не «на берегу», а на глубоком этапе реализации проекта.
«Это самый главный вызов любого проекта миграции, т.к. останавливать развитие нельзя, — подчеркивает Назар Гельдыев. — Чтобы обойти это ограничение, мы придумали бесшовный процесс миграции, который позволяет безболезненно переводить абонента со старой платформы на новую и обратно. Для этого, конечно, пришлось обзавестись «глазами» буквально во всех ключевых точках риска и очень педантично мониторить состояние удовлетворенности абонента. Иными словами, мы буквально в режиме онлайн следим за качеством предоставления сервиса каждому абоненту в процессе миграции и мгновенно реагируем на жалобы. Если мы обнаруживаем серьезную проблему с качеством, мы легко возвращаем абонента на старую платформу, устраняем проблему и только потом пробуем перевести его снова».
В компании разработали методику миграции абонентов, которая через ряд ключевых метрик позволяет понять, что миграция успешна. В основном эти метрики лежат в плоскости клиентского опыта и сервиса, а также в части биллинговых событий — то есть это метрики, реакция на которые у абонента — мгновенная и острая.
Раньше масштабные проекты миграции были ориентированы в первую очередь на функционал и технологические решения, а уже затем на содержимое продуктового портфеля. Подход МТС, в рамках которого миграция с платформы на платформу организована с точки зрения продукта и его наполнения, позволяет сфокусироваться на объективных метриках качества, оставляя разработчикам широкое пространство для маневра.
Процесс перевода абонентов на новую платформу МТС начала в 2024 году. Завершить процесс компания планирует в течение трех лет.
Безопасность
На фоне тревожной статистики телефонного мошенничества и случае с утечками данных безопасность становится одним из главных требований к современной биллинговой системе и набору услуг для абонентов. Операторы предлагают защиту от доступа к детализации звонков, от мошеннических звонков, спама и случайных списаний. Сервис МТС «Защитник» блокирует спам-звонки, контролирует утечку данных, анализирует звонок с помощью ИИ и предупреждает о возможном мошенничестве прямо во время звонка.
«Обеспечить соответствие современным требованиям к уровню безопасности нам помогают как международные стандарты связи, требующие актуального уровня защиты для любого абонента, так и насмотренность команды и технологический стек, — говорит Назар Гельдыев. — Онлайн-биллинг — единая точка принятия решения о том, каким сервисом пользуется клиент. Туда стекаются данные в режиме онлайн с самых разных источников. Наша OCS сертифицирована и находится в слое зонтичных систем, которые не дают к ней доступ извне. Это регулируется на уровне государства в части хранения, защиты и распространения информации. Потоки информации, проходящие через OCS, позволяют компетентным командам видеть паттерны недобросовестного использования SIM-карт и организовывать необходимые для защиты клиента мероприятия. Например, если один абонент отправит сто одинаковых сообщений ста разным людям, это может быть одним из маркеров. Но также это может быть обычное поздравление с праздником. Такое индустрия умеет выявлять давно. Но и мошенники изобретают новые способы. Сегодня они отправят сто одинаковых сообщений, изменив в каждом несколько символов так, что система может принять их за сто разных сообщений. Наша задача — уметь распознать это. OCS дает технологические возможности для анализа, команда профессионалов — дополненную ценность в виде принятия решения. «Защитник», например, строится на базе онлайн-платформы OCS».
Тренды развития биллинговых систем в телеком-сегменте
По мнению экспертов МТС, домены BSS и OCS (подсистемы поддержки бизнеса и онлайн-биллинга) идут в ногу с развитием стандартов телекома. Тон здесь задают такие международные ассоциации, как ITU-T, GSMA, 3GPP.
Один из ведущих трендов отрасли — стандартизация. Если двадцать лет назад биллинг был в основном кастомным, сильно зависящим от конкретного оператора, то сегодня вся идеология биллинговых услуг, особенно в части технологий, сформировалась в серию стандартов в домене PCC — Policy Control and Charging (Управление политиками и тарификацией). Это служит на пользу отрасли и потребителю, так как обеспечивает повышение качества услуг.
«Из стандартов уже сейчас можно почерпнуть очень многое, — отмечает Назар Гельдыев. — Мы живем в эпоху перехода на новые поколения мобильной связи — 5G и 6G, низкоорбитальная спутниковая связь, Wi-Fi 6 и так далее. Для поддержки услуг и сервисов в этих новых поколениях связи биллинговые системы также должны развиваться. Новые стандарты (например, 5G) стирают грань между проводным и беспроводным доступом. Технология 5G FWA (fixed wireless access) нацелена на обеспечение многоквартирных домов и отдельных домохозяйств высокоскоростным интернетом. Новые поколения связи и тренд на удаленную работу стирают грани между домом и офисом. Уже не так важно, где ты находишься: важен контекст и задача, которую ты выполняешь. Для управления трафиком и безопасности корпоративных сетей развиваются технологии шифрования и виртуальных частных сетей. Захотел поработать из дома — запустил корпоративный VPN, и все, ты в офисе. Задачи же телеком-оператора и новой платформы — поддержать реализацию гибких правил тарификации и отчетности».
С точки зрения пользовательского опыта МТС считает главной задачей и самым серьезным вызовом вопрос сегментации абонентской базы исходя из потребностей и контекста клиента. Сегодня массовые предложения пытаются угодить всем и все чаще терпят поражение. Выход — формирование комплексных и в то же время индивидуальных предложений. Чем более персональное предложение сможет сделать оператор, тем больше вероятность, что он сможет решить потребность клиента.
■ Рекламаerid:2W5zFJF9ZyJРекламодатель: ПАО МТСИНН/ОГРН: 7740000076/1027700149124Сайт: https://moskva.mts.ru/