Спецпроекты

Бизнес Импортонезависимость

Святослав Кульгавый, «Колан»: Псевдороссийские технологии растут как грибы после дождя

Одними из самых проблемных областей импортозамещения являются IP-AV и IP-KVM-системы: сферы узконаправленные, но при этом повсеместно используемые и разобраться во всех их тонкостях сложно. IP KVM решения объединяют функции передачи аудио-видео сигналов и удаленного управления компьютерами посредством клавиатуры и мыши. Такие системы позволяют не только мониторить и управлять процессами в режиме реального времени, но и значительно повышать эффективность работы диспетчерских центров, ситуационных центров, рабочих мест в офисах и на промышленных объектах. Компания «Колан» с 2000 года продвигает на рынке различные KVM-решения, а 2013 года IP-KVM и IP-AV решения и на сегодняшний день является одной из немногих компаний в России, полностью ориентированных на этот сектор и в дополнение, является разработчиком и производителем оборудования для этих решений. Что отличает реального производителя от «виртуального», с какими проблемами сталкивается заказчик и на что стоит обратить внимание при выборе оборудования, рассказал заместитель генерального директора компании «Колан», Святослав Кульгавый.

CNews: IP KVM-технологии не являются новшеством, но при этом широким массам принцип их работы не до конца понятен. Расскажите, в чем особенность IP KVM-систем и чем они отличается от IP AV-систем?

Святослав Кульгавый: Многие считают, что IP AV-системы, т.е. системы для распределенной трансляции видео и звука и IP KVM-системы (в которых есть возможность управления источником видеосигнала при помощи клавиатуры и мыши), это одно и тоже. И если к IP AV-системе подключить USB-клавиатуру и мышь, то получится IP-KVM система. Но это неверно в принципе!

На первый взгляд, действительно, IP AV-решения (видео и звук) и IP-KVM решения (клавиатура, видео и мышь), близки друг другу, но все же они имеют множество принципиальных отличий. Самое главное отличие в том, что IP AV‑решения предназначены в первую очередь, для трансляции контента, при этом у них есть возможность управлять источником этого контента, например «кликером» переключать слайды на компьютере. При этом, IP KVM‑решения, в первую очередь предназначены для непосредственной работы сотрудников с источниками контента, который транслируется на мониторах их рабочих мест, то есть с компьютерами, серверами, видеосерверами и другими аналогичными устройствами, что накладывает значительные дополнительные требования к функциональным возможностям IP-KVM системы. Например, работа сотрудников с компьютером может быть индивидуальной или коллективной, для коллективной работы учитывается иерархия сотрудников (рядовой сотрудник, начальник смены, начальник СЦ). У сотрудников может быть доступ к определенному компьютеру или не быть его, при этом, так же учитывается фактическое расположение места, откуда сотрудник хочет получить доступ к ПК. Например, доступ из переговорной комнаты к ПК на котором есть закрытая информация пользователь не получит. И таких аспектов очень много, подробно эти и другие основные вопросы мы рассматривали в нашем обучающем проекте «Ситуационные и диспетчерские центры — взгляд изнутри».

Святослав Кульгавый, «Колан»: Из-за большого количества специфических требований именно качественных IP-KVM решений на рынке крайне мало

В настоящий момент IP-KVM системы являются одним из ключевых элементов, при реализации различных проектов — ситуационные и диспетчерские центры, автоматизированные системы управления, рабочие места на предприятиях и в офисах, обучающие центры и т.д. При правильном определении задач применения IP-KVM технологий и подборе соответствующего оборудования заказчик получает по-настоящему удобный инструмент, позволяющий повысить эффективность и качество работы, что в свою очередь, положительно сказывается на прибыльности предприятия.

CNews: Несмотря на очевидные преимущества, рынок IP-KVM решений сталкивается с рядом проблем: сложность их подбора и реализации, ограниченное количество качественных предложений с набором необходимых функций и возможностей, в том числе и от крупных производителей. В этих условиях возникает вопрос: какое положение дел на рынке IP-KVM решений сегодня?

Святослав Кульгавый: Как я говорил ранее, из-за большого количества специфических требований, которые предъявляются заказчиками именно к IP KVM-системам, именно IP-KVM решений на рынке крайне мало. И даже именитые мировые производители не всегда готовы тратить свои ресурсы на полноценную реализацию именно IP KVM-решений. До 2022 года на российском рынке были представлены все известные мировые производители AV-оборудования и только некоторые из них, уделяли должное внимание именно IP-KVM-решениям. Все привыкли к этим решениям, знали все их плюсы и минусы. Периодически возникали на рынке «новые» IP-KVM-бренды, но в основной массе их можно было не рассматривать, т.к. это были различные российские «стартапы», которые находили в Китае малоизвестных производителей и перепродавали их продукцию без сервиса и технической поддержки.

На данный момент, большинство мировых брендов официально из России ушли, а им на смену появились, малоизвестные китайские бренды и различные российские производители IP-KVM и IP-AV решений. Российские производители особенно интересны: так как по разным причинам, заказчики все чаще, отдают предпочтение российскому продукту, да и самим брендам, продвигать российское легче. Однако называться производителем и быть им, это две большие разницы. Из новоиспеченных, да и некоторых относительно старых, российских брендов, мало кто понимает, что стоит за полноценным производством и за что должен отвечать производитель: это разработка общей идеологии IP-KVM системы, разработка функциональных и технических требований для устройств и системы в целом, доведение изделий до уровня промышленного выпуска, производство изделий и написание для них ПО, тестирование готовых изделий при различных условиях их эксплуатации, наличие сервисного центра и тестовой лаборатории для разработки решений заказчикам, с учетом всех «нюансов» производимого оборудования, осуществление гарантийного обслуживания уже поставленного оборудования, осуществление обратной связи с заказчиками для постоянной модернизации продукта с учетом их пожеланий. О том, сколько для всего этого нужно финансов, я вообще молчу. И это только верхушка айсберга под названием «производство».

Многие же идут по простому пути: закупают иностранные продукты, привозят сюда коробочку, на нее наклеивают этикетку «сделано в России», более «продвинутые» производители, делают новый корпус устройства и даже могут перевести на русский язык интерфейс ПО, но на этом все производство заканчивается. Мы сталкивались с ситуациями, когда крупные заказчики знакомились на выставках с такими а-ля российскими брендами, затем покупали их решения, а потом было полное разочарование, когда оказывалось, нет ни квалифицированного сервиса, ни нормального гарантийного обслуживания. Устройства то реально не производятся, это перелицованный импортный товар. Раньше это было достаточно редко, смысла в этом не было, но сейчас, к сожалению, на рынке таких предложений много и заказчики должны быть осторожны в своем выборе.

CNews: В условиях, когда заказчику приходится сопоставлять реальные технологические характеристики с маркетинговыми обещаниями, выбор может зависеть от нескольких факторов: от корпоративных стандартов до требований к надежности и долговечности системы. В каких условиях заказчик выбирает?

Святослав Кульгавый: Заказчиков, которые являются именно пользователями IP-KVM систем, можно разделить на два основных типа. Первый тип выбирает решения в условиях, где есть жесткие внутренние корпоративные стандарты: им крайне желательно установить IP-KVM систему тех брендов, которые являются «рекомендованными» ИТ-службами самого заказчика. Таким образом, ИТ-службы пытаются минимизировать «зоопарк» производителей, что упрощает обслуживание ИТ-инфраструктуры. И в этом они правы. Но этот подход плох тем, что далеко не всегда эти «рекомендованные» производители имеют в своем «портфеле» те решения, которые действительно помогут в решении задач заказчика, будут удобны в использовании и главное — что они действительно повысят эффективность и качество работы, а не наоборот, вызовут непонимание и отторжение у сотрудников, особенно с учетом тех средств, которые были потрачены на эти решения. Как я говорил ранее, именно IP-KVM решения очень специфичные и они есть далеко не у всех брендов. К сожалению, у нас много примеров отрицательного опыта реализаций IP-KVM систем у крупных заказчиков. Открыто о них естественно не говорят, но в частных беседах, мы это обсуждаем достаточно часто и делаем для себя, как производителя, из этого необходимые выводы, что бы избежать проблем и ошибок в будущем.

Заказчики второго типа, таких значительно меньше, они не сильно связаны корпоративными «рекомендациями» и имеют возможность выбора тех функциональных возможностей, которые им реально нужны. Реальная эффективность и качество работы, для них крайне важны, поэтому они готовы отказаться от «унификации брендов» и рассматривать не только «рекомендованные» IP-KVM системы, но и системы других производителей. Но у них возникает другая проблема — после выбора решения, им необходимо убедить свои ИТ-службы в оправданности этого выбора, особенно если это продукт не сильно известен в нише заказчика. Причем «неизвестен» не значит, что бренд новый, просто ИТ-службы заказчика не изучали его возможности и не имели опыта его эксплуатации.

Чтобы предложить заказчику правильное IP-KVM решение, которое будет максимально эффективным именно в его случае, нужно достаточно глубокое понимание процессов, которые происходят в его отделе или департаменте. Что бы IP-KVM система именно повысила эффективность работы, а не просто показывала «красивые картинки» на экранах или видеостене. Именно поэтому мы очень плотно общаемся с клиентами, слушаем их, учитываем требования, пожелания, постоянно поддерживаем обратную связь. Для понимания, у нас выпуск обновлений ПО с существенными доработками, в которых реализованы новые «хотелки» заказчиков, занимает не менее 6–12 месяцев, потому что это очень кропотливый процесс, однако он оправдывает себя, обеспечивая соответствие внедряемого решения бизнес-целям клиента.

CNews: В таких условиях возникает вопрос: с какими сложностями сталкивается заказчик при внедрении новых систем, и как они могут повлиять на общую эффективность компании?

Святослав Кульгавый: Все новые IP-KVM системы внедряются не ради того, чтобы была «красивая картинка», а ради того, чтобы это повышало производительность труда и, глобально, эффективность компании. Бизнес процессы часто очень сложные и необходимо глубокое понимание их работы, что бы максимально эффективно встроить в них IP-KVM систему. Проблема многих заказчиков в том, что перед реализацией проекта, в котором присутствует IP-KVM система, с ними детально не обсуждают ее функциональные возможности. Какие функции системы, в каких местах бизнес процесса и как, они могут быть использованы, а ведь именно от этого, зависит выбор конкретной IP-KVM системы. В итоге — систему поставили, но как ей пользоваться сотрудники не знают.

Очень часто есть большой разрыв между заказчиками и их ИТ-службами. Представители таких служб обладают достаточно глубокими знаниями о современных технологиях, в том числе и IP-KVM, постоянно их пополняют, участвуют в семинарах, ходят на выставки и находятся как бы «в теме». Прямые же заказчики, к сожалению, достаточно поверхностно знают, какие есть современные технологические решения и из чего можно выбирать. По идее, они должны прийти в свой ИТ-отдел и рассказать о рабочих проблемах, затем коллегиально собраться, подумать, обсудить, услышать, а лучше увидеть варианты и предложения по их решению, выбрать лучшие. Но, в больших организациях, такие общения кране редки, нагрузка на сотрудников очень высокая и времени на «свободное» общение и тем более демонстрации крайне мало.

Но тем не менее, мы стараемся решать эту проблему на своем уровне. Для того, чтобы заказчики были «в теме», мы ведем базовый курс «IP-KVM технологии», в котором рассказываем об основных возможностях IP-KVM систем, на примере оборудования TNTv. Также проводили обучающий проект «Ситуационные и диспетчерские центры — взгляд изнутри». Это были онлайн-встречи в виртуальной 3D-студии, на которых мы разбирали все этапы проектирования и эксплуатации современных диспетчерских и ситуационных центров. Постарались максимально детально со слушателями разобрать принципы работы оборудования и предложенных решений. Так же в виртуальной студии мы постоянно демонстрируем различные IP-KVM решения заказчикам, что бы они «живем» могли увидеть работу тех или иных функций или решения в целом.

CNews: Поделитесь советами, как заказчику преодолеть эти трудности и на что стоит обращать внимание при выборе российского IP-KVM‑оборудования?

Святослав Кульгавый: В первую очередь нужно оценить вовлеченность производителя в процесс разработки. Так, если производитель реальный, а не «виртуальный», он должен быть готов предложить заказчику индивидуальные варианты решения конкретной проблемы, а также постараться оптимизировать решение под его бизнес процессы. Естественно там, где это возможно. Мы, например, на практике выяснили, что оператору удобнее управлять IP-KVM системой при помощи «горячих клавиш» клавиатуры, а не мыши: нажатие горячих клавиш происходит намного быстрей, чем наведение курсора мыши на элементы управления, так выполнять задачи получается быстрее. Узнав это, мы оптимизировали работу с экранным меню IP-KVM устройств и переработали визуальное представление информации в нем. Работа с заказчиком — это бесконечный подбор оригинальных, ни на что не похожих решений.

Сюда же включается и открытая работа с заказчиками, причем совершенно с разными. У нас, например, это как конечные пользователи (банки, производственные предприятия, даже киностудии), так и компании-интеграторы. У реального производителя должен быть развитый сервис, причем как консультативный для разработки и сопровождения проектов, так и гарантийный. Гарантийный ремонт устройств, которые якобы производятся в России не может занимать несколько месяцев. Сервису нужно время только на диагностику, обычно это занимает порядка 3–5 дней, а сам ремонт обычно занимает всего 1-2 дня. Заменить микросхему, это не сложно. Главное что бы были запасные части, но опять же, если есть производство, то должны быть и запасные части для него.

Выбирая IP-KVM решения по критерию «исключительно российское», нужно в первую обратить внимание на наличии записи в реестре Минпромторга о том, что данное оборудование произведено в России: должен быть соответствующий номер, который легко проверить. Если номер совпадает с описанием продукции в реестре, то 100% этот товар произведен в России. По крайней мере, его производственные характеристики совпадают с требованиями Минпромторга. Но на текущий момент, таких записей в реестре мы не нашли. И даже наша компания «Колан», о чем мы честно говорим, несмотря на достаточно полный цикл производства IP-KVM систем в РФ и множество попыток попасть в реестр, пока в него не включена: технологическая платформа наших устройств импортная и даже собственное программное обеспечение и прочие сопутствующие решения, которые мы сами разрабатываем и производим в РФ, пока не помогают попасть в этот список. Но мы продолжаем работу и не теряем надежды. Но если у заказчика нет жесткого требования «должно быть в реестре», то только реестром ограничиваться нет смысла, заказчику нужно учитывать и прочие критерии.

Заказчику можно изучить коды ОКВЭД, которые присвоены организации-производителю. Если компания серьезно подходит к процессу производства ИТ-оборудования, то у нее должен быть соответствующий код ОКВЭД. Торговые коды для производства в этом случае не подходят. Если соответствующего ОКВЭД у указанного производителя нет, то это должно насторожить заказчика: возможно производство — побочная деятельность компании, если оно в принципе есть. Как я говорил ранее, множество IP-KVM производителей сейчас просто наклеивают свою наклейку и все, а если проверить их код ОКВЭД, то на деле окажется, что код этот у них обычной оптовой продажи, но никак не производства.

Также для заказчика не лишним будет проверить наличие ТУ (технических условий), по которым производится оборудование. Это официальный документ, который разрабатывается производителем, он должен соответствовать определенным требованиям и нормативам РФ и к которому клиент может обратиться при необходимости. В ТУ должна быть дана общая информация о процессе производства изделий, изложены технические характеристики продукта, методах входного и выходного контроля, тестирования готовой продукции, варианты комплектации, гарантийные обязательства и т.д. Если ТУ внесены в российский реестр, то это значит, что контроль стандартизации они прошли и соответствуют всем отечественным нормативам. Внесение в реестр данных — дело добровольное, но оно лишний раз подтверждает серьезность намерений производителя.

Как итог, несколько основных рекомендаций заказчикам, перед началом реализации проектов, где есть IP-KVM системы:

  • понять и оценить свои «хотелки» в части совмещения бизнес процессов с IP-KVM системой. Даже если «хотелки» кажутся из «области фантастики», это не значит, что их нельзя реализовать совсем, возможно есть решения, которые вас устроят. Главное, что бы в результате реализации проекта, все ваши «хотелки» реально работали на повышение эффективности, безопасности и прибыльности.
  • разделить «хотелки» на две части, реально важные и те, без чего можно обойтись или можно реализовать в упрощенном виде. Это поможет при подборе IP-KVM систем и оценки их функциональных возможностей.
  • отобрать производителей IP-KVM систем по возможности реализовать основные «хотелки». Решение второстепенных можно обсудить с производителем или подрядчиком отдельно. Тут выбор или из корпоративно «рекомендованных» брендов или из доступных на рынке.
  • если выбор осуществляется не из «рекомендованных» брендов, то необходимо отобрать производителей по важным для заказчика критериям: импорт или производство в РФ, если производство в РФ, то насколько оно «реальное», наличие сервисного центра и технических специалистов для сложных технических консультаций, сроки и условия гарантийного обслуживания, совместимость с программным обеспечением заказчика, требования к инфраструктуре, наличие или отсутствие «подписок» для функционирования системы и т.д.
  • попросить производителя IP-KVM системы или подрядчика, в их шоу-руме или сервисном центре, продемонстрировать работу IP-KVM системы в целом и функций, которые для заказчика являются основными. Посмотреть работу системы «в живую» это очень важно, очень часто, реализация функций будет не та, которую ожидает заказчик или наоборот, окажется намного лучше ожиданий. У реального и серьезного производителя, должен быть сервисный центр, который в том числе, должен иметь возможность демонстрации своих решений для заказчиков.
  • произвести корректировку изначальных «хотелок» с учетом увиденного при демонстрациях. Что-то может уже не потребуется, а что то наоборот добавится. Смоделировать новый вариант бизнес-процесса с учетом использования отобранных IP-KVM систем. Оценить полученный результат. Если все устраивает, то произвести окончательный отбор наиболее оптимального решения.
Рекламаerid:2W5zFK4TTyiРекламодатель: ООО "КОЛАН"ИНН/ОГРН: 7730069537/1027739560826Сайт: https://colan.ru/

Короткая ссылка