На российском рынке принтеров революция. HP и Xerox больше никому не нужны – в моде отечественные и китайские бренды
В России резко выросли продажи принтеров, преимущественно за счет российских и китайских производителей. Отгрузки HP и Canon обвалились – россияне, по-видимому, утратили доверие к компаниям, демонстративно отвернувшимся от них и сбежавшим из страны при первой же возможности.
Распечатки в моде
В России по итогам 2024 г. зафиксирован стремительный рост рынка устройств для печати – принтеров и МФУ, цветных и монохромных. Как сообщили CNews представители «М.Видео-Эльдорадо», за отчетный период продажи таких устройств в России подскочили на 42% в натуральном выражении и на 12% в деньгах год к году.
Основными драйверами рынка стали принтеры и МФУ отечественных и китайских производителей. В России выпускаются принтеры различных форматов, в том числе и офисные, с поддержкой печати на листах А3). CNews писал, что производство таких устройств налажено в Подмосковье. В декабре 2024 г. в России был создан первый отечественный МФУ формата А3 с поддержкой цветной печати
Также эксперты «М.Видео-Эльдорадо» связывают это с увеличением продаж недорогих моделей.
Основные причины столь устойчивого роста рынка, считают эксперты ритейлера – это в первую очередь увеличение спроса на домашнюю печать и корпоративные решения. Чаще всего россияне покупали именно лазерные решения, а не струйные.
По итогам 2024 г. в России было реализовано 3,3 млн принтеров и МФУ против 2,3 млн годом ранее. Россияне потратили на них в сумме 56 млрд руб.
Печатать, но не сканировать
Ситуация на рынке показала, что россияне в меньшей степени заинтересованы многофункциональными устройствами, способными печатать, сканировать и ксерокопировать. Продажи обычных принтеров за отчетный период выросли на 80% год к году в количественном выражении – с 0,9 млн шт. в 2023 г. до 1,6 млн шт. в 2024 г. В деньгах их продажи за тот же срок увеличились на 16%, с 11 до 12 млрд руб. Это стало возможным в первую очередь благодаря частным потребителям, скупавшим в 2024 г. недорогие принтеры для домашнего использования.
МФУ, впрочем, тоже нарастили популярность, хотя и не так радикально. Продажи таких устройств в России показали 17-процентный рост в количественном выражении (с 1,4 до 1,6 млн шт.) и 11% – в денежном (с 39 до 44 млрд руб.). Основная заслуга в этом принадлежит корпоративному сегменту – в 2024 г. они отказывались от американских и японских МФУ в пользу российских и китайских решений.
Чем дешевле, тем лучше
В России в 2024 г. дорожала если не вся, то почти вся техника – на фоне роста ключевой ставки и падения курса рубля. Тем не менее, средняя стоимость устройств для печати по итогам 2024 г. наоборот упала, притом довольно серьезно
Эксперты «М.Видео-Эльдорадо» связывают это с тем, что россияне стали ощутимо реже покупать дорогие решения и все чаще голосовать рублем за доступные принтеры и МФУ китайских марок.
Падение средней стоимости печатных устройств составило 21% год к году – она снизилась до 17,2 тыс. руб. В сегменте обычных принтеров падение составило 35% – с 11,6 до 7,5 тыс. рублей. Средняя цена МФУ в 2024 г. снижалась менее интенсивно – лишь на 5% за весь год.
Игрок года
Как отметили в «М.Видео-Эльдорадо», одним из самых выдающихся игроков на российском рынке принтеров и МФУ по результатам 2024 г. стала китайская компания Pantum. Продажи ее техники подскочили на 11% в натуральном и на 23% в денежном выражениях.
Тем временем к американским принтерам и МФУ россияне явно охладели. Для примера, компания Xerox зафиксировала падение своих продаж на 6% год к году. Как сообщал CNews, в начале октября 2023 г. Xerox попрощалась с российским рынком и продала свое местное подразделение его же топ-менеджменту. К концу октября 2023 г. российская компания, годами носившая название «Ксерокс (СНГ)», была переименована в «Техноэволаб»
Что касается компании HP, то продажи ее принтеров в России обвалились на 6%. Эта фирма известна своим негативным отношением к россиянам – она поддержала антироссийские санкции и в ноябре 2023 г. инициировала процесс ликвидации своего юридического лица.
В марте 2024 г. HP HP закрыла свой российский сайт, оставив россиян, которым ее техника доставалась отнюдь не бесплатно, без техподдержки и даже банально без возможности скачивать драйверы на ноутбуки и принтеры.
В декабре 2024 г. HP отложила уничтожение своей российской «дочки» до весны 2025 г. Но это не означает, что компания намерена остаться в России – она попросту не смогла завершить все дела до истечения первого срока ликвидации и была вынуждена просить о его продлении.
Генеральный директор представительства компании Pantum в России Александр Кукин сообщил CNews: «Действительно, за последние несколько лет мы можем констатировать, что спрос на наши печатные устройства в России устойчиво рос. Это привело к тому, что на текущий момент компания удерживает лидирующие позиции по продажам, а также является системообразующим игроком российского рынка печати. Начиная с III квартала 2021 г., по данным агентств, принтеры Pantum вышли на первое место по штучным количеством продаж. Уход зарубежных конкурентов из России в 2022 г. помог компании нарастить свои продажи и занять те ниши, которые ранее принадлежали производителям из других стран. Причины этого успеха прежде всего кроются в том, что мы смогли создать тот продукт, который полностью отвечает требованиям российского рынка. Мы достаточно долго исследовали рынок и выявили, что российские пользователи очень чувствительно относятся к стоимости печати, а также достаточно долго используют одни и те же устройства. Поэтому мы смогли предложить российскому рынку: устройства, которые используют различные виды расходных материалов, в том числе оригинальные заправочные комплекты и картриджи повышенной емкости. Это приводит к снижению стоимости печати; решения, основанные на технологическом подходе, который обеспечивает длительный срок службы устройства».
«Компания Pantum сотрудничает с различными конечными заказчиками, включая государственные структуры, и предлагает продукт, который соответствует требованиям и ожиданиям пользователей, включая самых крупных клиентов в России, – отметил Александр Кукин. – Еще один важный критерий успеха – сеть сервисных центров, которая насчитывает более 650 точек обслуживания. Эти центры расположены во всех уголках России, включая самые удаленные населенные пункты. Такое обширное сервисное покрытие позволяет партнерам безболезненно продавать технику по всем городам и областям России. В 2022 г. был сделан еще один важный шаг: создан центр разработки, в котором трудятся как российские, так и китайские инженеры. Этот центр позволяет предлагать печатные устройства даже тем клиентам, которые раньше их не использовали. Например, крупные банки и страховые организации раньше выбирали технику других производителей, потому что она была адаптирована специально для их информационных систем. Теперь, когда мы можем вносить изменения в наше устройство прямо в России, а сроки реализации проектов стали короче, многие из них сделали выбор в пользу нашей техники».