Перевод авиации на российское ПО обойдется в 10,75 миллиардов
Затраты на импортозамещение ПО в сфере авиационного транспорта составят 10,75 млрд руб. Речь идет об отечественной системе бронирования авиабилетов «Леонардо», отечественной системе передачи авиационных сообщений, системе поддержания летной годности авиационного судна и системы управления авиационной безопасности.
Импортозамещение ПО в авиационной отрасли
В рамках ИЦК (индустриальный центр компетенций) «Авиационный транспорт» реализуются четыре особо значимых проекта (ОЗП) по импортозамещению ПО. Об этом глава ИЦК, замгендиректора «Аэрофлота» по ИТ Антом Мацкевич рассказал в ходе демодня ИЦК транспортной отрасли.
Заказчиком всех четырех проектов является «Аэрофлот». Общая сумма их реализации - 10,75 млрд руб. Все проекты реализуются за собственные средства.
Отечественная система бронирования авиабилетов «Леонардо» и атаки на нее
Наиболее значимый проект - переход на отечественную автоматизированную информационную систему оформления воздушных перевозок (АИС ОВП).
Проект получил название «Леонардо», он был был реализован компаниями «РТ-Проектные Технологии», входящей в госкорпорацию «Ростех» и «Сирена-Тревел». Система пришла на смену иностранным аналогам - Sabre, Amadeus и др., переход российских авиакомпаний на «Леонардо» состоялся 1 ноября 2022 г.
За период с марта 2023 г. по март 2025 г. с помощью «Леонардо» было перевезено 212 млн пассажиров. Системой пользуется 64 авиакомпаний, в том числе белорусская «Белавиа» и венесулськая Conviasa (перевезли 2,5 млн и 4,3 млн пассажиров соответственно). За время функционирования системы в ней было сделано около 800 улучшений.
На базе Conviasa запланировано создание Центра компетенции по внедрению «Леонардо» в странах Латинской Америки.
В дальнейших планах развития системы значится предоставление авиакомпаниям интерактивного шлюза для взаимодействия с «Леонардо», предназначенного для управления доходами авиакомпаний с поддержкой технологий искусственного интеллекта (ИИ). Разработка системы ведется совместно с «дочкой» «Аэрофлота» - «АФЛТ-Системс». Пассажиры получат новые сервисы, включая развитие системы лояльности, выбор полного спектра дополнительных услуг, смешанную оплату «милями», упрощение клиентского пути прохождения формальностей.
Также в планах развития «Леонардо» значится: интеграция программ лояльности между различными авиаперевозками (например, оплата билетов на рейс авиакомпании «Победа» «милями» «Аэрофлот Бонус»); бесшовное обслуживание (развитие модуля бронирования мест и расширение интеграционных возможностей системы «Леонардо» для построения сервисов бесшовного обслуживания пассажиров и багажа); нестандартные ситуации (развитие инструментов обработки таких ситуаций, как задержка или отмена рейса, смена воздушного судна, изменение компоновки, овербукинг и урегулирование его последствий).
В то же время в сентябре 2023 г. система «Леонардо» подверглась мощной DDoS-атаке. В апреле 2024 г., в рамках расследования данного инцидента, в компании «Сирена-Тревел» были проведены обыски. Двое заместителей гендиректора компании - Александр Кальчук и Игорь Ройтман - были задержаны, в отношении них суд избрал меру пресечения в виде запрета совершения определенных действий.
Российская система поддержания летной годности воздушного судна
Следующий проект - разработка и внедрение системы поддержания летной годности и технического обслуживания и ремонта воздушных судов и воздушного транспорта (АСУ ПЛГ и ТОиР). Проект реализует ИЦ ИАС («Инженерный центр информационно-аналитических систем») на базе ИС (информационная система) «Купол». Целью является замещение ПО Amos.
Задачами проекта является: обеспечение безопасной эксплуатации и прозрачности ведения процессов ПЛГ и ТОиР за счет работы в едином информационном пространстве; импортозамещение иностранных аналогов ИС ПЛГ и ТОиР и создание единого решения для отрасли; оптимизация информационного обеспечения процессов планирования, обслуживания и ремонта, процессов накопления запчастей (с учетом складских запасов).
В систему входят следующие модули: управление документацией; управление качеством; управление материально-техническим обеспечением; управление нормативно-справочной информацией; управление техническими запросами; планирование ТОиР; управление складом; управление производством; управление отчетами.
Как объясняет гендиректор ИЦ ИАС Илья Клюев, система сама будет говорить, когда нужно пройти техническое обслуживание воздушного судна, когда ту или иную запчасть нужно заменять и т.д. В разработке системы участвуют все участники процесса обслуживания авиационного транспорта: авиакомпании и организации по ТОиР; собственники авиационного транспорта (лизинговые компании); предприятия авиационной промышленности; поставщики компонентов и услуг; авиационные власти. В частности, для Росавиации интересно знать, насколько качественно и корректно эксплуатант выполняет регламент по обслуживанию, а лизингодатели важно знать, как обслуживается судно.
Система является кросс-отраслевым решением. Продукт использует микросервисную архитектуру и является полностью импортонезависимым, в частности, он использует базу данных PostgreSQL и ОС Astra Linux. Система будет работать по модульному принципу (порядка 200 модулей) и будет предлагаться как конструктор: некоторые авиакомпании смогут взять себе все модули, небольшие авиакомпании - только часть из них.
Отечественная система для передачи авиационных сообщений
Следующий проект - информационная система «Авиационная сервисная платформа (ИС АСП). Его реализует ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Как объясняет гендиректор «ЗащитаИнфоТранс» Илья Перевалов, в авиационной отрасли существует стандарт IATA Type B, который выступает аналогом SWIFT для воздушного транспорта и выступает средством коммуникации между всеми заинтересованными сторонами: авиакомпаниями, аэропортами, кейтеринговыми компаниями, заправщиками и т.д.
Исторически существовало два основных провайдера соответствующих систем - SITA и ARINC, однако в условиях санкций встал вопрос о создании отечественной системы. «Данные поставщики не являются независимыми, что приводит к большим сбоям и рискам для государственной безопасности и безопасности полетов во многих странах мира», - считает Перевалов, При этом разработка отечественной системы обмена авиационными сообщениями началась еще до санкций - изначально предполагалось создание независимой системы для внутренних перевозок со шлюзованием и обменом информацией на зарубежных рейсах.
Создание независимой системы передачи авиационных сообщений позволило избежать передачи данных о внутренних рейсах зарубеж, как это происходит в случаях с SITA и ARINC. Также все сообщения передаются по защищенным каналам, что исключает компрометацию персональных и иных чувствительных данных. Как утверждает Перевалов, система имеет интуитивно понятный и лаконичный интерфейс, просмотр поддерживает просмотр статистики и отсеивание сообщений и действий пользователей. Имеются варианты данного решения для небольших авиакомпаний и аэропортов.
По состоянию на апрель 2025 г. АСП обработала более 80 млн сообщений. АСП используется в 62 российских аэропортах, шести зарубежных аэропортах, 20 российских и 34 зарубежных авиакомпаний, двух российских АИС ОВП и одной зарубежной PSS (Passenger Service System). Из иностранных авиакомпаний к системе подключились Ethiopian Airlines, Fly Dubai, Ethad Airways, Qatar Airways, Oman Airways, AirSerbia, «Узбекские авиалинии» и др.
Кроме обмена сообщения, АСП обеспечивает также защищенные каналы связи для авиакомпаний и аэропортов. Например, у «Аэрофлота» обеспечиваете связь с 12 ЦОДами, включая четыре зарубежных аэропорта. Предоставлением каналов связи занимается «Ростелеком».
В качестве планов по развитию системы значатся: обеспечение передачи сообщений «борт - земля» по наземной сети (ACARS); расширение сети передачи сообщений и интеграция с международными системами; развитие функционала личного кабинета платформы, в том числе для работы иностранных компаний.
Управление авиационной безопасностью с помощью анализа новостей
Еще один проект, получивший статус ОЗП в рамках ИЦК «Авиационный транспорт», это перевод автоматизированной информационной системы управления авиационной безопасности (АСУ АБ) на российское ПО. Проект реализуется компанией «Шэйр-С» («Авиасофт»).
Задачами системы является: предотвращение нарушений транспортной безопасности; контроль рейсов; контроль пассажиров; оперативное информационное руководство авиакомпаний для принятия дальнейших решений.
Система состоит из нескольких модулей. Модуль «Срочные донесения» обеспечивает сбор, анализ и оценку информации об угрозах актов незаконного вмешательства (АНВ) по сети маршрутов. Как объясняет главный специалист отдела транспортной безопасности «Аэрофлота» Александр Якубович, с помощью системы управления рисками оценивается угроза противоправных посягательств и защищенности объектов транспортной инфраструктуры,
Источниками информации являются СМИ и открытые данные, компетентные органы, работники служб безопасности «Аэрофлота», сотрудники служб безопасности аэропортов и авиакомпаний. Модуль использует более 420 ключевых слов для отбора новостей на разных языках. С помощью модуля было проанализировано более 300 тыс. информационных донесений.
Модуль «Оценка защищенности» производит оценку состояния обеспечения безопасности в аэропортах назначения при наземной обслуживании рейсов «Аэрофлота» и выявление уязвимости в системе защиты. Модуль использует более 750 вопросов, по которым оцениваются уровень авиационной безопасности и фиксируется информация у каждого аэропорта.
Модуль «Анализ рисков» обеспечивает анализ и оценку рисков осуществления АНВ в деятельности авиакомпании. Модуль анализирует более 120 аэропортов и маршрутов движения между ними на уровень обеспечения авиационной безопасности по стандартам IATA. Также в системе присутствует модуль «Монитор руководителя», который отвечает за выработку, реализацию и контроль исполнения корректирующих мероприятий. Кроме того, в систему входят модули «черный списки», «Отчет СЗД», «Контроль рейсов» и «Управление чрезвычайными ситуациями и кризисными ситуациями».
Перспективные проекты
По словам Антона Мицкевича, в рамках ИЦК «Авиационный транспорт» прирабатывается еще три проекта. Один из них -это система управления доходами авиакомпаний. Речь идет о цифровом двойнике маршрутной сети. Он сможет сформировать наиболее интересное коммерческое предложение. Проектом занимаются «Аэрофлот», «Сбербанк», Новосибирский государственный университет и Финансовый университет. В проекте используются технологии математического моделирования.
Другой проект - интеграция кадрового документооборота с ЕСИА и «Госуслугами». Это необходимы для тех, кого принимают на работу в «Аэрофлот», для тех, кто уходит из «Аэрофлота» и для тех, кто меняет должность. Предполагается, что обозначенные лица будут авторизоваться в системе «Аэрофлота» через «Госуслуги» и подписывать документы «Госключем».
Третий планируемый проект - это система планирования полетов авиакомпании. На российском рынке такой системы нет, говорит Мицкевич. За основу взято ПО «Мониторсофт». Сейчас решение находится на стадии MVP (минимально жизнеспособный продукт).