Спецпроекты

На страницу обзора
Поставщики интеллектуальных ИТ-услуг даже выиграли от введения санкций
Александр Гольцов, генеральный директор АМТ-ГРУП, оценил динамику и перспективы российского ИТ-рынка. Какова роль государства в жизни отрасли сегодня и какой она должна быть, какая стратегия обеспечит отечественным ИТ-компаниям устойчивое развитие – об этом и многом другом он рассказал в интервью CNews.

Александр Гольцов

CNews: Как вы оцениваете динамику российского ИТ-рынка в 2014 году в рублях?

Александр Гольцов: В рублевом выражении рынок вырос незначительно. Но, поскольку ИТ-рынок – один из наиболее импортозависимых и, соответственно, очень чувствителен к колебаниям курсов валют, было бы правильнее смотреть на его динамику в долларовом исчислении. Фактически по итогам прошлого года произошло существенное падение – по разным оценкам, оно составило 15–30%.

CNews: Какие сегменты ИТ-рынка показывали лучшую динамику в 2014 году? Какие из них продолжат развитие и в этом году?

Александр Гольцов: Самую значительную долю по абсолютным объемам (и по динамике роста) у нас составляют проекты по созданию инженерных систем. Начинается более активное проникновение автоматизации на производствах, в системе ЖКХ.

На втором месте – информационная безопасность. Крайне востребованы системы комплексной защиты от мошенничества – от интернет-каналов до внутреннего мошенничества, особенно актуально это для банковских структур. Интересует заказчиков такая услуга как тестирование на проникновение – оптимальный вариант оценки реальной безопасности корпоративной информационной системы и наглядная демонстрация бизнесу рисков и угроз ИБ. Чем больше автоматизируются производственные процессы, тем острее встает вопрос защиты АСУ ТП.

Третьей в нашем внутреннем рейтинге идет автоматизация взаимодействия работы с клиентами. Это не только внедрение систем CRM, но, в первую очередь, интеграция отдельных автоматизированных процессов в единую бизнес-систему. При реализации таких проектов требуется разработка дополнительного ПО, кастомизация и настройка под требования заказчика готовых продуктов и многое другое. В целом сегмент разработки программных продуктов и информационных систем является одним из наиболее перспективных, в том числе за счет независимости от двух главных угроз сегодняшней экономики – валютного курса и санкционных ограничений.

CNews: Какие события прошлого года стали существенными для российского ИТ-рынка? Какие из них окажут максимальное влияние на динамику рынка в среднесрочной перспективе?

Александр Гольцов: Прошлый год запомнился разными событиями, но первое место по оказанному на рынок влиянию, безусловно, занимают санкции и девальвация рубля. К сожалению, последствия мы будем ощущать еще достаточно долго. Скачок курса доллара в конце года полностью остановил рынок – компании перестали вписываться в бюджет, некоторые вендоры приостановили отгрузки – было непонятно, смогут ли расплатиться по ним дистрибьюторы и интеграторы.

Санкции усложнили процесс и удлинили срок поставки оборудования, что привело к переносу части проектов на более поздний срок. Крупные заказчики взяли паузу, полгода-год они вполне способны прожить на существующей инфраструктуре. В настоящий момент мы не видим существенного изменения в спектре технологических партнеров. Тем не менее многие компании задумались, с какими производителями можно развиваться дальше, стали искать альтернативы, исчезла некоторая зашоренность в отношении к менее распространенным решениям. Заказчики выжидают развития ситуации, чтобы при усилении давления поменять вендора. Наблюдаются положительные тенденции в использовании программных сред, стали чаще внедряться open source-системы.

CNews: Есть ли в режиме санкций положительные моменты для российского ИТ-рынка?

Александр Гольцов: Как и любые другие запреты, санкции негативно влияют на краткосрочную динамику экономики в целом и ИТ-рынка в частности. Однако кризис заставляет взглянуть на то, что мы делаем, под новым углом зрения.

Еще до введения санкций стало понятно, что интеграторы должны переориентировать свой бизнес с поставки оборудования и ПО на оказание интеллектуальных услуг. В условиях санкций оказались востребованы услуги по анализу и оптимизации ранее инсталлированной базы технических средств с целью получения большей отдачи от того парка оборудования и ПО, которым заказчик уже располагает. Те компании, которые предвидели ситуацию и смогли предложить такие услуги, даже, возможно, выиграли от введения санкций.

В выгодном положении также оказались производители и интеграторы отечественных ИТ-решений: санкции снизили накал конкурентной борьбы и российские вендоры получили преимущество, которым они теперь должны грамотно воспользоваться и не уступить производителям из Китая и других стран, не поддерживающих санкции, которые тоже стремятся извлечь свою выгоду из сложившейся ситуации.

CNews: Сегодня много говорится о политике импортозамещения. По вашему мнению, каковы признаки отечественного ИТ-решения?

Александр Гольцов: За редкими и всем хорошо известными исключениями, отечественные ИТ-решения, как правило, все еще отстают от зарубежных аналогов по своим характеристикам. Однако в стране имеется значительный технологический потенциал для доводки отечественных продуктов до мирового уровня. Политика импортозамещения призвана стимулировать использование этого потенциала и последующий вывод российский решений не только на национальный, но и международный уровень.

Главное – подойти к импортозамещению прагматично и не изобретать велосипед заново, а использовать задел, созданный западными технологическими компаниями, чтобы на его основе строить собственные инновационные решения, а не повторять уже пройденный путь. При чрезвычайной технологической насыщенности современных ИТ-систем ни одна страна не сможет осилить полный цикл разработки и производства сложного ИТ-продукта, поэтому никого не должны смущать, например, микроэлектронные компоненты, произведенные на зарубежных предприятиях. Наличие таких элементов, как ни странно, еще не делает продукцию импортной. Основным критерием «национальной принадлежности» ИТ-решения является не место физического производства оборудования, а место, где сосредоточено «ноу-хау» – уникальные идеи, подходы, алгоритмы и люди, которые их разрабатывают.

CNews: По каким ИТ-направлениям возможно создание отечественных решений в ближайшие год-два?

Александр Гольцов: Наиболее активно будет развиваться разработка программного обеспечения – особенно в секторах, имеющих существенную страновую специфику и подлежащих регулированию. В первую очередь таким сектором является обеспечение информационной безопасности. В этой области уже имеются российские продукты мирового класса и следует ожидать появления целой плеяды решений, закрывающих все потребности заказчиков. Хорошим примером импортозамещения в области программного обеспечения можно считать переход на российское ПО компании «Нетрис» ДИТ Мэрии Москвы при создании городской системы видеонаблюдения.

Другое направление – коммутаторы и маршрутизаторы уровня доступа и агрегации – это достаточно массовый продукт для организации сетей передачи данных. Уже существуют отечественные производители (например, «Элтекс») с высокой степенью локализации разработки схемотехники.

CNews: Чем государство может помочь ИТ-отрасли в этот непростой период?

Александр Гольцов: ИТ-рынок неотделим от экономики страны. Поэтому хочется видеть усилия государства по стабилизации рубля и, в целом, по выводу страны из кризиса. Конкретно в применении к ИТ-отрасли, на мой взгляд, наиболее существенная помощь государства – это государственные заказы. Если государство продолжит автоматизацию госуслуг, ЖКХ, МФЦ, создание инфраструктуры «безопасных городов» и другие крупномасштабные проекты, мы получим колоссальный рынок, который выступит драйвером развития ИТ-отрасли. Главным ИТ-заказчиком станет государство. Помимо этого устранение цифрового неравенства также способно генерировать спрос на ИТ-услуги, упрощая к ним доступ.

Есть еще ряд очень важных организационных моментов. Например, из-за общепринятого однолетнего календарного планирования и финансирования зачастую госзаказчики не могут начать полноценную разработку крупных информационных систем или программно-аппаратных комплексов, поскольку их создание занимает больше года. Но по существующей системе госзаказов (конкурсы и аукционы) велик риск раз в год получать нового подрядчика, что делает невозможным планирование на период в 3–5 лет. За один год сложную информационную систему создать невозможно, поэтому берутся за то, за что можно отчитаться в конце года.

CNews: Как защитить бизнес российских системных интеграторов в непростых условиях?

Александр Гольцов: Защитой интеграторов является создание ими собственных информационных систем и продуктов, развитие ИТ-услуг и сервисов, а также высокое качество экспертизы. Эта стратегия становится все более очевидной.

Следуя ей, мы планомерно расширяем портфель собственных продуктов. Например, в 2015 году мы выводим на рынок программно-аппаратный комплекс однонаправленной передачи данных InfoDiode, предназначенный для блокирования сетевых атак и защиты от несанкционированного доступа к критически важным объектам инфраструктуры, в первую очередь в промышленности, энергетике и на транспорте. InfoDiode разработан инженерами АМТ-ГРУП, производится полностью на территории России и сейчас проходит сертификацию во ФСТЭК. В этом решении заложены как все существующие на сегодня технологии по односторонней передаче данных, так и ряд уникальных функций, которые делают его действительно передовым в данном классе решений и существенно расширяют возможный спектр его применения.

В 2014 году были разработаны АМТ Campaign Manager (система управления кампаниями исходящего обзвона) и интеграционное решение для смены ПИН-кода через IVR AMT PIN Change. Сервис смены пин-кода уникален тем, что в своем решении использует не только защиту информации на уровне протоколов, но и дополнительно использует шифровальное оборудование, что делает решение максимально защищенным.

В рамках пилотного проекта ГУП «Московский метрополитен» и Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы в прошлом году АМТ-ГРУП создала специализированную информационно-навигационную систему для пассажиров московского метрополитена. Продолжена работа по развитию наших собственных решений по обеспечению транспортной безопасности. Среди них – комплексные системы контроля проникновения на критически важные объекты транспортной инфраструктуры, а также специализированное ПО, совмещающее систему видеонаблюдения и реальный мультимедийный центр обработки вызовов.

Не забываем мы и про развитие ИТ-сервисов. Среди них как традиционные – техническая поддержка, аудит и консалтинг, – так и новые. Например, в прошлом году мы запустили свой центр мониторинга ИБ. В рамках этого сервиса мы осуществляем мониторинг инцидентов ИБ, выявление уязвимостей, сетевых аномалий, нарушений установленных политик ИБ в инфраструктуре заказчика.

CNews: По вашему мнению, как может измениться отечественный ИТ-рынок в течение 3–5 лет? Какие тенденции окажут ключевое влияние на его развитие?

Александр Гольцов: Все очень зависит от внешних факторов и от политики государства. Если государство берет курс на импортозамещение, минимальный срок для появления заметных результатов – 3–5 лет. Пока все еще довольно узок круг российских производителей, которые могут конкурировать с ведущими мировыми. Для изменения ситуации необходимо стимулировать развитие локальных производителей, оказывать им поддержку. Сегодня мы зачастую видим, что крупные отечественные компании предпочитают заключать прямые контакты с западными производителями – в таких условиях вряд ли будет развиваться отечественный рынок.

CNews: Компании каких отраслей проявляют сегодня наибольшую активность в сфере автоматизации своей деятельности?

Александр Гольцов: По-прежнему, лидеры – это операторы связи и банковские структуры. Как я уже говорил выше, активизировались государственные структуры, транспортная отрасль, ТЭК. Неплохую динамику демонстрирует образование. К сожалению, мы не видим пока большого прогресса в автоматизации здравоохранения.

CNews: Какие проекты 2014–2015 года, выполненные АМТ-ГРУП, вы считаете самыми масштабными/интересными?

Александр Гольцов: В 2014 году АМТ-ГРУП выполнила проект по миграции сети Пенсионного фонда РФ в масштабе всей страны. Работы по замене, настройке и тестированию сетевого оборудования были проведены на 2800 объектах от Калининграда до Владивостока. Другим значительным проектом стало строительство сети передачи данных Центрального аэрогидродинамического института общей емкостью более 5 тысяч портов. Для этого по территории института в г. Жуковском было проложено 60 километров волоконно-оптических линий.

Среди инновационных проектов можем выделить создание информационных киосков для персонала аэропорта Домодедово, где сканер ладони интегрирован с отечественным продуктом, обеспечивающим единую аутентификацию пользователя в информационных системах. Также интересно отметить успешное решение нетривиальной задачи по организации охлаждения суперкомпьютера во Всероссийском НИИ автоматики им. Духова.

CNews: Какой динамики выручки АМТ-ГРУП вы ожидаете по итогам 2015 года, исходя из текущей ситуации?

Александр Гольцов: Благоприятное развитие событий для нас – положительная динамика выручки. Мы к этому стремимся и очень сильно на это рассчитываем.

CNews: Какой может быть динамика российского ИТ-рынка в этом году в рублях?

Александр Гольцов: Думаю, что в рублях динамика будет положительной. Но это, как я уже говорил выше, не отражает реального положения дел на рынке. С одной стороны, замедление темпов экономического роста побуждает компании искать пути повышения эффективности своей деятельности. Автоматизация – один из важнейших инструментов помощи в этом процессе. В то же время большинство ИТ-бюджетов было сформировано в середине прошлого года, самые смелые заказчики закладывали в прогноз курс 37 рублей за доллар. А сейчас, даже немного стабилизировавшись, курс все еще превышает отметку в 50. Поэтому часть запланированных на этот год проектов будет, к сожалению, отложена. Но мы рассчитываем, что совместными усилиями интеграторы и заказчики смогут преодолеть возникшие трудности – когда в решении задачи заинтересованы обе стороны, как правило, успех гарантирован.