Спецпроекты

На страницу обзора
Михаил Рожков, Parma TG: Основной рост российского рынка BI придется на 2024 год

Окно возможностей для развития российских BI-решений, которое открылось в прошлом году, скоро закроется. Однако отечественные разработчики уже получили обратную связь от клиентов и дорабатывают аналитические платформы. Функциональность российских разработок более чем на 80% соответствует лучшим западным системам. О тенденциях на российском рынке BI рассказывает руководитель департамента развития бизнеса Parma TG Михаил Рожков.

Михаил РожковParma TG

CNews: Как вы оцениваете динамику российского рынка BI-систем по итогам 2022 года? Можете ли дать прогноз на 2023 год?

Михаил Рожков: В 2022 году динамика рынка BI снизилась по сравнению с предыдущими годами. Можно было бы ожидать, что на волне санкций спрос на отечественные решения будет расти, но BI-решения не являются критически важными для большинства организаций. Заказчики из государственного и коммерческого сектора сфокусировались на импортозамещении систем, от которых зависит безопасность и непрерывность бизнес-процессов.

В 2023 году рынок BI растет быстрее, чем в 2022 году. Не все крупные компании успели заменить критически важные системы — до последнего ждали окончания санкций. В результате только к концу 2022 года они действительно начали переходить на российские решения, в том числе в области BI.

Михаил Рожков, Parma TG: В 2023 году рынок BI растет быстрее, чем в 2022 году

CNews: Как изменились цели и задачи заказчиков, которые внедряют BI после 2022 года? Каких результатов от BI-систем ждут сегодня?

Михаил Рожков: Все больше заказчиков ожидают от внедрения BI-решений прямых выгод: бизнес хочет нарастить выручку, а заказчики из госсектора — сократить свои затраты.

Однако если раньше BI-решения внедрялись под конкретные задачи, например для анализа финансовых показателей, то сейчас фокус сместился в сторону комплексного подхода. Нужно, чтобы одна и та же система позволяла сегодня анализировать финансовые показатели бизнеса, завтра 一 производственные процессы вместе с финансовыми показателями, а послезавтра — еще и данные службы логистики. Все это — без участия разработчика решения или вендора.

Компаниям нужны не только фиксированные отчетные формы. Всех интересует возможность самостоятельно и быстро настраивать срезы данных и применять их для развития бизнеса. То есть пользователям нужны BI-платформы с инструментами self-service и искусственным интеллектом.

Например, для одного из наших заказчиков мы разрабатываем инструментальные средства для создания лаборатории непрерывного анализа данных. Заказчик собирает данные по экономическим, демографическим и производственным показателям со всей России и использует их для адресного предоставления услуг россиянам. Создаваемые BI-инструменты должны не только работать с огромными массивами данных, но и позволять пользователю самостоятельно настраивать алгоритмы анализа и математические модели для поиска новых взаимосвязей, закономерностей и аномалий.

CNews: С какими проблемами сталкиваются российские заказчики при внедрении BI-систем в 2023 году?

Михаил Рожков: Основная проблема — это низкое качество данных и недостаточная культура работы с данными. Большая доля заказчиков начинает осознавать эти проблемы, только когда пытается внедрить BI. Отсутствие порядка в данных приводит к несопоставимости и недостоверности информации, трудностям с обогащением данных, ростом затрат на их хранение.

Решить проблему с качеством данных можно с помощью организационных мероприятий, например внедрения политики управления данными или назначения сотрудников, ответственных за их актуальность. Некоторые заказчики предпочитают обращаться за услугой ИТ-консалтинга — в этом случае работы по приведению данных в порядок берет на себя опытный подрядчик.

CNews: Можете дать совет компаниям, как определить, что их данные не готовы к использованию в системах управления данными?

Михаил Рожков: Верный признак, что организации необходимо работать над очисткой данных, ― если в разных системах используются справочники с противоречивой информацией об одних и тех же объектах. Например, в одном из справочников контрагент называется ООО «Ромашка», а во втором ― общество с ограниченной ответственностью «Ромашка».

Другой пример ― показатели двух подразделений, которые должны совпадать, не соответствуют друг другу. Например, количество отгруженных товаров в отчете отдела продаж и отдела логистики.

CNews: Если сравнивать российский рынок бизнес-аналитики с рынками развитых стран, какие ключевые отличия можете назвать? И как сместились акценты в различиях за последние 2-3 года?

Михаил Рожков: Западные компании в основном используют облачные инструменты. Российские организации, особенно с учетом событий 2022 года, стараются размещать системы на собственной ИТ-инфраструктуре. Такой подход защищает от возможного отключения сервиса.

Российский рынок отстает в плане развития культуры работы с данными: организации только приходят к пониманию, что для эффективного использования BI-решений данные должны быть очищены, выверены, согласовываться между собой.

Западные решения более развиты с точки зрения применения инструментов искусственного интеллекта для бизнес-аналитики, например Microsoft Copilot.

Некоторые отечественные BI-решения умеют подключать сторонние ИИ-инструменты. Но крайне редко встречается встроенный в систему бизнес-аналитики ИИ, который бы воспринимал команды на естественном языке. Пользователям приходится в ручном режиме запускать нужные алгоритмы.

В целом российские решения способны заменить западные аналоги, серьезного разрыва в функциональности нет. Возможности наших систем закрывают минимум 80% необходимых функций. Отличия есть в новаторских инструментах, тех же чат-ботах с использованием ИИ.

Михаил Рожков, Parma TG

CNews: Когда очередь импортозамещения дойдет до BI?

Михаил Рожков: Быстрее всего замещаются ИТ-системы для управления производственными процессами, проектированием, также в первом эшелоне идет инфраструктурное и системное ПО. Следом — системы управления предприятием ERP, BPM, системы документооборота. BI 一 это следующий этап.

CNews: Можно ли определить горизонт, на котором случится импортозамещение BI?

Михаил Рожков: 2023一2024 годы будут периодом пилотных проектов BI, апробаций. Основной объем промышленных внедрений придется на 2024 год.

Коммерческие компании начинают пилотные проекты по импортозамещению, но не обозначают конкретные сроки реализации полномасштабных проектов. Все понимают, что придется отказаться от западных решений и перейти на российские. Сейчас идет этап изучения предложений.

Госсектор давно начал импортозамещение и внедряет отечественное ПО и open-source, поэтому у них нет горящих задач по замене систем бизнес-аналитики.

CNews: Чего в первую очередь не хватает отечественным BI-решениям, по вашему опыту общения с заказчиками, чтобы стать полноценной заменой западного ПО?

Михаил Рожков: Применительно к российским решениям заказчики часто говорят о недостаточно дружественном интерфейсе и быстродействии, а о западных отзываются как о «быстрых, легких, интуитивно понятных».

Кроме того, у российских вендоров и продуктов отсутствуют большие сообщества разработчиков, к которым можно обратиться напрямую. Это значит, что у пользователей нет возможности в любой момент получить подробный ответ на свой вопрос, не дожидаясь реакции техподдержки. Отсутствие таких сообществ ограничивает скорость внедрения отечественных систем.

У многих отечественных разработчиков BI есть проблемы с качеством методологии внедрения проектов и технической документации. Слабо проработаны материалы, помогающие заказчику сравнить возможности продуктов разных вендоров, получить ответы на вопросы, неизбежно возникающие при выборе и внедрении решения.

CNews: Как изменилась готовность российских компаний переходить на единую BI-платформу?

Михаил Рожков: Действительно, многие предприятия сегодня используют набор BI-инструментов различных вендоров. Например у разных юрлиц в рамках холдинга могут применяться разные системы. Но все больше компаний понимают, что удобнее работать в едином информационном поле на BI-платформе. Импортозамещение часто становится еще одним поводом к переходу пользователей на платформенные решения.

Другой вопрос, что одни российские решения позволяют быстро создавать красивые дашборды, вторые ― лучше обрабатывают большие массивы данных, третьи эффективно работают с ИИ, предиктивной аналитикой. Важно выбрать решение, которое обеспечит пользователю конкурентные преимущества уже сейчас и в длительной перспективе.

CNews: Вы рассказали, что сейчас большинство заказчиков сосредоточены на пилотных внедрениях. Помогает ли апробация развиваться отечественным BI-решениям? Или для развития под требования пользователей необходим поток полноформатных внедрений?

Михаил Рожков: Производители ПО подстраиваются под спрос. Раньше российским разработчикам было непросто получить массовую обратную связь, потому что широко применялись западные решения. Сейчас, благодаря пилотам, они получают отклик и запросы на доработку. В результате российские BI-системы обрастают новыми возможностями. Конечно, в первую очередь добавляются наиболее востребованные функции.

CNews: Какие тенденции развития российских BI-решений вы видите в перспективе 2一3 лет?

Михаил Рожков: Для отечественных решений открылось окно возможностей, но это узкое окно. Уже в 2022 году компании из дружественных стран, например из Китая, Индии, начали прощупывать российский рынок на предмет распространения своих решений. Да, эти системы не попадут в реестр российского ПО, но ведь не все организации обязаны при импортозамещении использовать отечественные разработки. Поэтому окно возможностей может быстро закрыться.

Еще одна интересная тенденция, которая проявляется благодаря проектам в госсекторе, — объединение своих и внешних данных об одних и тех же объектах. Расскажу на примере одного знакового для Parma TG проекта.

Формально заказчиком проекта был один федеральный орган власти. Фактическими участниками проекта — несколько ведомств на федеральном и региональном уровнях, а также муниципальные органы власти. Каждый из участников владел своим массивом данных об одних и тех же объектах управления. Внедрение BI-системы на базе Parma DataGo среди прочего помогло выявить объекты критической инфраструктуры, расположенные на территориях, которые подвержены опасным природным явлениям.

Подобные нестыковки случаются сплошь и рядом, поэтому проекты, в которых будут объединены собственные и внешние данные, смогут вывести аналитику любой организации на более высокий уровень.

erid:Kra23n3dJРекламодатель: Общество с ограниченной ответственностью «КАМА Технологии»ИНН/ОГРН: 5903125017/1165958080529Сайт: www.parma.ru