Российский рынок средств аналитики данных продолжает расти. Так, топ-50 крупнейших поставщиков в 2023 г. заработали ₽72 млрд. За год они смогли нарастить объем выручки на 27%. Количество компаний, заработавших на проектах в области аналитики данных более ₽1 млрд, также стабильно растет: в 2021 г. — 9, в 2022 г. — 12, а в 2023 г. — уже 16. При этом у рынка остается значительный потенциал для развития, так как он далек от насыщения. Не все организации пока спешат менять BI-системы, скорее, пристально наблюдают за предприятиями с критической информационной инфраструктурой (КИИ), которые, согласно законодательству, обязаны отказаться от иностранных продуктов уже к 1 января 2025 г. И как следствие — другие заказчики присматриваются, изучают возможности и тестируют решения, которые предлагают сегодня российские разработчики.
Изменения в пятерке лидеров
CNews Analytics опубликовал ежегодный рейтинг «Крупнейшие поставщики решений для анализа данных в России 2023», который объединил 50 игроков рынка. Общая выручка участников составила ₽72 млрд. В 2022 г. топ-50 заработали ₽56,5 млрд, положительная динамика составила 27%.
Если говорить о компаниях, которые попали в топ-15, то они получили ₽56,9 млрд, что на 28% больше, чем в 2022 г. На долю топ-15 приходится 79% выручки всех участников рейтинга. В списке три новых игрока — «Цифра», DIS Group и Agima.
Первую строку занял интегратор Rubytech с результатом в ₽10,5 млрд. Компании удалось обойти лидера рейтинга по итогам 2022 г. GlowByte, причина — рост объема выручки на 87%. В пресс-службе Rubytech сообщили, что добиться такого результата помогли масштабные проекты с применением программно-аппаратных комплексов (ПАК), предназначенных для обработки и анализа данных в высоконагруженных системах.
На втором месте расположился разработчик ПО IT-One, выручка в 2023 г. составила ₽9,7 млрд. Положительная динамика — 64%. GlowByte опустилась на третью строку с результатом в ₽9,2 млрд, за год удалось нарастить объем выручки всего на 1%.
Четвертое место получила компания-дебютант «Цифра», разрабатывающая аналитические решения для промышленности. Она заработала ₽7,2 млрд, увеличив результат за год на 28%. Замыкает пятерку лидеров Arenadata, выручка составила ₽3,9 млрд. Прирост — 58%. По словам Екатерины Бушуевой, директора по связям с инвесторами группы Arenadata, такая динамика была обеспечена значительным расширением клиентской базы, а также увеличением продаж текущим клиентам за счет дополнительных продуктов и наращиванием инсталляционной базы ранее проданного ПО. Стоит сказать, что в исследовании отсутствует такая компания, как «Лига цифровой экономики», которая не предоставила сведения о выручке.
Количество компаний, заработавших на проектах в области аналитики данных более ₽1 млрд, увеличивается год от года: в 2021 г. — 9, в 2022 г. — 12, а в 2023 г. — уже 16. Порог входа в топ-15 также растет. В 2021 г. он составил ₽720 млн, в 2022 г. — ₽850 млн, а в 2023 г. достиг ₽1,1 млрд.
Сегментация рынка
Десятая часть (₽7,4 млрд) от общей выручки участников рейтинга приходится на услуги интеграции и заказной разработки ПО. Этот показатель уступает значению 2022 г., когда учитывались только проекты интеграции, выручка от которых составила ₽8,1 млрд. На продажу лицензий в 2023 г. пришлось ₽7,3 млрд. В прошлогоднем исследовании такой показатель был в полтора раза меньше — ₽4,3 млрд. Консалтинг и обучение на этот раз менее востребованы. На них приходится ₽6,1 млрд и ₽150 млн соответственно. В 2022 г. на консалтинговые услуги приходилось ₽11,5 млрд, а на услуги обучения — ₽482,9 млн.
Семь компаний показали уверенный рост и позитивную динамику. Среди них: «1С-КСУ» (₽400 млн, 1900%), Agima (₽1,1 млрд, 263%), «Форсайт» (₽1,7 млрд, 127%), Luxms (₽664 млн, 119%), «Рексфот» (₽240 млн, 100%), Rubytech (10,5 млрд, 87%), «Полиматика» (₽317 млн, 84%).
В пресс-службе компании Agima пояснили, что роста объема выручки удалось добиться, благодаря проектам в сегменте Enterprise: «У таких заказчиков многие процессы уже настроены. Аналитика позволяет идти в правильном векторе и развивать те продукты и метрики, которые долгие годы могли казаться недосягаемыми. И принимать совсем другие решения на основании этих данных. Кроме того, мы приобрели компанию, которая специализируется на аналитике».
Отрицательная динамика наблюдается у 6 компаний из 50: «Консультационная Группа АТК», находящаяся на 49-м месте заработала ₽29 млн (-86%), «Технопром» занял 27-ю строку и получил ₽521 млн (-37%), IBS (-4%) расположилась на 14-м месте с результатом в ₽1,3 млрд, iFellow (-4%) оказалась на 38-й строке с выручкой в размере ₽297 млн. По итогам 2022 г. отрицательную динамику показали 11 компаний из 55 участников.
Облака, ИИ и low-code
Если говорить о технологических трендах на рынке аналитических средств, то здесь стоит сказать сразу о нескольких. Один из них — облака. Вендоры все чаще предлагают заказчикам для работы с большим массивом данных использовать именно облачную инфраструктуру. Таким инструментом обычно пользуются представители малого и среднего бизнеса, чтобы сократить расходы на «железо».
«С уходом многих зарубежных поставщиков облачных услуг российские вендоры, ИТ-компании и мобильные операторы начали активно развивать собственные облачные сервисы, а также создавать свои продукты по работе с данными в гибридных и облачных средах. Это позволило не только заполнить образовавшуюся нишу, но и создать решения, адаптированные к местным условиям, и повысить конкурентоспособность отечественного рынка облачных технологий», — уточняет Дарья Верстелле, директор по развитию бизнеса Arenadata.
Крупные предприятия все еще с недоверием относятся к облакам, поэтому работают с центрами обработки данных (ЦОД). Сегодня, по словам опрошенных CNews экспертов, заказчики все чаще выбирают программно-аппаратные комплексы (ПАК). В таком случае миграция на российские решения происходит куда быстрее, и заказчику не нужно заниматься тестированием и интеграцией отдельных компонентов в единую систему.
«Сложные и многокомпонентные системы (которыми являются платформы данных) эффективнее проектировать на базе единых универсальных и совместимых между собой блоков — программного-аппаратных комплексов. За этот год мы реализовали несколько масштабных проектов по построению платформ данных», — поделился Александр Спивак, директор департамента внедрения платформ данных Rubytech.
Нельзя представить современные аналитические системы, где не используется искусственный интеллект, в частности, языковые модели (LLM). Это позволяет пользователям общаться с BI-системой на естественном языке, получая быстрые ответы на различные запросы в режиме реального времени. Однако не стоит забывать о достоверности и безопасности данных, особенно, если это касается вопросов предиктивной аналитики. Не менее популярны технологии low-code и no-code. При работе с BI-инструментами они дают компаниям-заказчикам больший спектр возможностей для настройки и создания более сложных отчетов и репрезентации данных.
Если говорить в целом о рынке средств аналитики, то в 2023 г. он показывает уверенный рост, что говорит о его стабилизации после переходного периода в 2022 г., когда многие проекты были поставлены на паузу. Сергей Фенцель, руководитель практики BI компании ФТО, добавляет, что в прошлом году рынок «оттаял»: компании продолжили планировать и реализовать проекты. Поэтому рост рынка BI в 2023 г. вполне логичен.