CNews: Какие стратегические задачи стоят перед «Домодедово» в течение следующих двух лет? Каковы, в связи с этим, приоритетные направления деятельности ИТ-служб аэропорта?
Виктор Пономаренко: Московский аэропорт Домодедово сегодня – крупнейший в России и Восточной Европе. Мы стремимся к достижению стратегической цели – построению в долгосрочной перспективе самого большого в мире аэропорта. Уже сегодня мы выходим на новый уровень конкуренции – от конкуренции аэропортов в структуре Московского авиационного узла к конкуренции с европейскими хабами. Домодедово соблюдает высокие стандарты качества и стремится к обеспечению максимального комфорта пассажиров. Без работы над созданием технологического капитала реализация стратегии такого уровня была бы невозможной.
Именно поэтому основные усилия ИТ-подразделений аэропорта направлены, прежде всего, на обеспечение гибкости и катастрофоусточивости ИТ-инфраструктуры в соответствии с требованиями бизнеса. Мы непрерывно занимаемся оптимизацией временных и финансовых затрат на модернизацию и внедрение существующих решений, а также повышением доступности сервисов, надежности информационных систем и достоверности информации. Безусловным является приоритетность качества ИТ-продукта. Сегодня наши усилия направлены на автоматизацию функций, инжиниринг бизнес-процессов и внедрение самых передовых технологий.
CNews: В 2013 году у вас было несколько приятных событий. Так, 1 мая 2013 года Домодедово встретил 500 млн. пассажира за всю историю аэропорта. В декабре 2013 года вы отправили с начала года 30 млн. пассажира. Это самый большой показатель в 2013 году в России и среди стран Восточной Европы. По сравнению с 2012 годом в 2013-м пассажиропоток вырос на 9%. В связи с постоянным ростом пассажиропотока как вы модернизируете ИТ-ресурсы аэропорта? Каков предел роста? Каковы ваши действия по увеличению эластичности и непрерывности?
Виктор Пономаренко: В 2011 году Домодедово вошел в «высшую лигу» – категорию крупнейших аэропортов по версии ACI – Airport Council International, Международного Совета Аэропортов. В 2013 году мы обслужили уже 30,8 млн. пассажиров и далее прогнозируем рост в масштабах среднерыночных показателей. Основным требованием к ИТ-системам является наличие запаса по мощностям – все решения, которые мы предлагаем, прежде всего, должны быть масштабируемыми и легко модернизируемыми. В этом главный секрет высокой конкурентоспособности инфраструктуры аэропорта в целом.
Прямой зависимости между ростом пассажиропотока и изменением конфигурации ИТ-инфраструктуры нет. Правильнее сказать, что она непрерывно совершенствуется для поддержания опережающего темпа внедрения передовых технологий обслуживания. Так, например, в условиях увеличения пассажиропотока мы работаем над оптимизацией времени обслуживания в аэропорту и ресурсов, активно поддерживая внедрение альтернативных сервисов регистрации пассажиров и багажа – это и мобильная регистрация, и регистрация через интернет, стойки самостоятельной регистрации CUSS.
CNews: Какие ИТ-решения, внедренные в Домодедово, тиражированы на другие российские аэропорты?
Виктор Пономаренко: Московский аэропорт Домодедово можно смело назвать пионером в области внедрения передовых ИТ-технологий. В 2003 году мы первыми ввели систему управления наземными службами и ресурсами Resource Management System (RMS), которая была с успехом интегрирована в инфраструктуру аэропорта. Система позволяет оптимизировать процессы планирования и управления мобильными (люди, техника и пр.) и немобильными (стойки регистрации, выходы на посадку и пр.) ресурсами аэропорта. За счет создания графиков загруженности ресурсов, отслеживания задержек в обслуживании воздушных судов, управления сменами и осуществления многосторонней коммуникации с исполнителями.
В середине 2000-х годов была введена система отслеживания транспортных средств СОС ТС, которая обеспечивает централизованное управление транспортными средствами на перроне в режиме реального времени и представляет собой диспетчерский пункт, оснащенный специальным электронным табло, на котором отображаются все транспортные средства, оснащенные GPS. Диспетчер может следить за всеми автомобилями на перроне, определяя их местоположение, скорость и другие параметры.
Московский аэропорт Домодедово – лидер в области создания удобной инфраструктуры парковок: от внедрения автоматизированных быстрых шлагбаумов до возможности оплаты парковки через автоматические терминалы наличными, банковской картой или SMS.
CNews: Проводите ли вы встречи с CIO аэропортов? Насколько они полезны для развития отрасли?
Виктор Пономаренко: Московский аэропорт Домодедово активно внедряет собственные разработки, однако, наряду с этим, специалисты регулярно обмениваются опытом с коллегами по всему миру для предложений идей и изучения передовых технологических решений: посещают крупнейшие международные аэропорты, принимают участие в конференциях, круглых столах. У нас налаженные связи с коллегами из Цюриха, Амстердама, Дюссельдорфа, Стамбула, Сингапура и т.д.
CNews: В декабре 2013 года «Домодедово» стал первым аэропортом CIS, внедрившем киоски SITA WorldTracer. Система самостоятельной регистрации потерянного багажа сокращает время на поиск и возврат вещей владельцу. В какие этапы был реализован проект? С какими трудностями вы столкнулись при внедрении? Планируете ли вы поделиться опытом с другими аэропортами СНГ?
Виктор Пономаренко: Аэропорт Домодедово подключен к глобальной систем поиска багажа SITA World Tracer с 2002 года. В 2013 году мы расширили этот сервис для пассажиров, установив киоски World Tracer. Принцип использования киоска прост: отсканировать багажную квитанцию со штрих-кодом, ввести контактные данные и заполнить форму заявления о неприбытии багажа. В основе работы – поиск совпадений сведений из заявлений пассажиров с данными более 2,2 тыс. аэропортов-участников по всему миру. Киоски оснащены мультиязычным меню, удобным интерфейсом и собственным интернет-модулем TracerWeb. Опытные консультанты аэропорта, при необходимости, оказывают помощь пассажирам.
Несмотря на то, что киоски установлены совсем недавно, и не все пассажиры успели с ней познакомиться, она уже стала незаменимой в случаях массового неприбытия багажа, обеспечивая существенную экономию времени пассажирам и сотрудникам аэропорта. Основные потребители сервисов самообслуживания – пассажиры в возрасте до 40 лет. Люди старшего возраста, как правило, предпочитают традиционный формат оказания услуг, подразумевающий личное общение. Московский аэропорт Домодедово предоставляет своим пассажирам выбор – зарегистрировать факт потери в киоске или воспользоваться услугами специалиста.
CNews: Также в 2013 году вы упростили регистрацию грузов для юридических лиц. Теперь взаимодействие с таможенными органами перенесено в электронный вид. Как ранее осуществлялся процесс регистрации? Насколько сократились сроки оформления грузов? Можете ли вы подвести первые итоги проекта?
Виктор Пономаренко: Уже сегодня можно сказать, что упрощение регистрации грузов для юридических лиц оказалось очень эффективным и востребованным сервисом. Суть нововведения заключается в переводе взаимодействия получателей грузов с таможенными органами в электронный формат. До внедрения системы последние были вынуждены самостоятельно заниматься получением документов, необходимых для проведения таможенных операций. Новый сервис не требует физического присутствия получателя груза, в разы сокращает временные затраты на таможенную очистку и значительно облегчает своевременную подачу документов в соответствии с законодательством РФ. В перспективе при взаимодействии таможенных органов с получателем возможен полный отказ от документов на бумажных носителях.
Мы приветствуем стремление и активные шаги государственных органов на пути к упрощению процедур и совершенствованию сервисов для клиентов и оказывали содействие коллегам при внедрении этого проекта.
CNews: В 2011 году вы внедрили развлекательное приложение для смартфонов – симулятор DME Live. Это – дань моде или способ повышения лояльности пассажиров? Какие еще мобильные приложения для пассажиров вы внедрили? Можете ли вы оценить их эффективность и экономическую выгоду для компании? Кто является вашим основным разработчиком?
Виктор Пономаренко: DME Live представляет аэропорт в современном доступном интерактивном формате: игрокам предлагается организовать и скоординировать работу служб аэропорта, обеспечив своевременное комплексное обслуживание различных типов воздушных судов.
Мы хотели дать возможность каждому желающему побыть настоящим менеджером аэропорта, ощутить, насколько увлекателен и вместе с тем сложен процесс наземного обслуживания воздушных судов.
Безусловно, разработка интерактивного приложения имеет и имиджевую составляющую: DME Live создавалась в рамках позиционирования Домодедово как инновационного и высокотехнологичного аэропорта.
Проект не стоит на месте: внедряются новые элементы игры (обслуживание крупнейшего лайнера А380, вертолетная площадка, возможность делиться своими достижениями с друзьями), с 2014 года игра доступна для устройств Android. К январю 2014г. количество пользователей приложения превысило 100 000 человек.
Мы активно разрабатываем и новые мобильные приложения. Так, в стадии разработки находится проект Airport Guide, предлагающий пользователю удобную интерактивную навигацию по услугам и сервисам Домодедово и его партнеров.
CNews: Существуют ли у «Домодедово» внутрикорпоративные мобильные сервисы? Как вы относитесь к мобильности сотрудников? Планируете ли вы внедрять мобильные приложения для внутренних клиентов?
Виктор Пономаренко: Безусловно, мобильность сотрудников – залог успеха крупного аэропорта, ежеминутно предоставляющего широкий спектр сервисов по обслуживанию воздушных судов и пассажиров. В рамках комплексной модернизации системы управления наземными службами внедряются различные мобильные устройства: это и промышленные КПК, и смартфоны, и многое другое.
CNews: Какие еще ИТ-проекты вы осуществили в 2013 году? Можете ли вы оценить их первые результаты? С какими основными проблемами вы сталкиваетесь?
Виктор Пономаренко: Московский аэропорт Домодедово отличается комплексным подходом к ИТ-решениям. При выборе готовых продуктов из огромного количества существующих на рынке нас интересует не просто хороший продукт с полным комплектом отчетов и дополнений, а прежде всего, возможность доработки продукта с целью внедрения в уникальную инфраструктуру аэропорта. Любой новый ИТ-кейс проходит этап интеграции в глобальный бизнес – в этом и заключается как специфика и сложность работы, так и огромное конкурентное преимущество. Все системы и решения не имеют аналогов в мире.
Подводя итоги 2013 года, стоит сказать о завершении проекта полной автоматизации клиентских парковок. Парковки оснащены быстрыми шлагбаумами системы «Абакус», камерами с функцией распознавания номеров и платежными терминалами с возможностью быстрой оплаты наличными, банковской картой или SMS, а также с функцией выдачи фискального чека. Номер парковочного билета автоматически привязывается к номеру автомобиля, гарантируя абсолютную безопасность автомобиля клиента на время его отсутствия. Теперь мы можем с гордостью сказать, что наши технологии оснащения парковок являются самыми лучшими в МАУ.
Реализован проект внедрения технологического (производственного) wi-fi. На его базе развернут и уже запущен в тестовом режиме в здании пассажирского терминала клиентский wi-fi.
Недавно была завершена полная автоматизация фабрики бортового питания, где внедрена комплексная система управления производством, которая охватывает все процессы: от поступления продукции и учета ее расхода до приготовления и комплектации порций, а также отгрузки и выписки счетов.
CNews: Какие перспективные и интересные проекты вы планируете реализовать до 2016 года?
Виктор Пономаренко: Проектов очень много, расскажу о некоторых из них.
Мы планируем заменить систему отслеживания транспортных средств СОС ТС на систему мониторинга исполнителей (СМИ) с последующей интеграцией с Resource Management System. СМИ будет удаленно осуществлять контроль над передвижением воздушных судов и транспортных средств – через бортовые компьютеры и КПК, предотвращая несанкционированное отклонение от выполнения задач.
Есть по-настоящему уникальный проект, который позволит предотвратить выход из строя оборудования, по автоматизации планирования и проведения обязательных периодических работ по контролю и ремонту производственного оборудования на всех предприятиях аэропорта.
В ближайших планах также внедрение системы по управлению пассажиропотоком в зонах предполетного контроля, а также информационная система «Смайл», предназначенная для сбора и хранения информации (отзывов) клиентов о качестве обслуживания на различных этапах.
CNews: Какие тренды в информатизации отрасли вы можете выделить? Насколько они способны модернизировать или изменить отрасль?
Виктор Пономаренко: Специалисты Домодедово уделяют большое внимание мониторингу последних ИТ-тенденций отрасли и отлично ориентируются в быстро меняющейся рыночной среде. Сегодня ИТ-технологии интегрированы практически во все аспекты авиационной отрасли: обеспечивают бесперебойную работу наземных служб, контролируют работу воздушного судна, хранят огромные массивы данных о пассажирах, управляют доходами и бизнес-процессами в авиакомпаниях и аэропортах. Замедление темпов глобального роста пассажиропотока и увеличение базы аэропортов обостряет конкуренцию на авиационном рынке и выводит на первое место развитие технологий обслуживания пассажиров – авиатранспорт перестал быть роскошью и превратился в средство передвижения. Многостороннее развитие информационных технологий часто сводит на нет попытки удержать внимание потребителей и завоевать их лояльность. Сегодня многие аэропорты инвестируют в создание развлекательной инфраструктуры, SM-маркетинг, создают мобильные приложения, программы лояльности, однако самым главным направлением остается развитие автоматических систем регистрации пассажиров и багажа. Так называемые бесконтактные быстрые технологии способны за несколько лет совершить переворот в сфере обслуживания пассажиров. В тренде остаются по-прежнему безбумажные технологии, биометрическая идентификация и бесконтактные платежные системы типа PayPass. Постепенно набирает обороты замена стационарных рабочих мест наземных служб на мобильные. Все большее значение приобретает инжиниринг бизнес-процессов.