Спецпроекты

На страницу обзора
Провайдеры облаков борются за звание российского Amazon

Выручка топ-10 российских провайдеров IaaS в 2023 г. выросла на 35%, и в ближайшие годы высокие темпы роста сохранятся. Уже сейчас два поставщика значительно опережают своих конкурентов по объемам бизнеса, однако еще рано говорить об окончательном формировании топового пула поставщиков по аналогии с Amazon-Google-Microsoft на глобальном уровне. Согласно новому рейтингу CNews, на рынке присутствует около двух десятков крупных провайдеров с оборотом более ₽1 млрд, что свидетельствует о высокой конкуренции. И пока возможностей для роста хватает для всех ввиду продолжающейся цифровизации, импортозамещения, внедрения искусственного интеллекта. Свою роль также играет нехватка оборудования на рынке, что заставляет заказчиков пристальнее смотреть на публичные облака, которые представляют собой альтернативу закупке ИТ-железа.

Лидеры рынка увеличили свой оборот на треть

В условиях растущей цифровизации и сложностей с импортом иностранного ИТ-оборудования бизнес и госструктуры все чаще используют сервисы IaaS (infrastructure-as-a-service), с помощью которых можно арендовать вычислительные ресурсы у внешнего провайдера по сервисной модели оплаты в зависимости от объема фактически потребленных ресурсов (pay-as-you-go), а также выделять и масштабировать ресурсы в режиме, близкому к реальному времени. По итогам 2023 г. выручка топ-10 российских провайдеров IaaS выросла на 35% до ₽95,2 млрд. По сравнению с 2022 г. темпы роста оказались ниже, тогда оборот крупнейших игроков рынка вырос сразу более чем в полтора раза (+51%). Дополнительным факторам роста в тот период оказались антироссийские санкции и уход с отечественного рынка западных поставщиков IaaS (Amazon, Google, Microsoft). Однако и по итогам 2023 г. затраты на инфраструктуру-как-сервис растут заметно быстрее других статей ИТ-расходов, и эта ситуация вряд ли изменится в ближайшие годы.

Для российского рынка IaaS характерна гораздо более высокая сегментация и конкуренция, чем для глобального.

Рынок облаков растет по разным причинам: «Увеличивается количество новых клиентов — кто-то мигрирует с зарубежных решений, а кто-то оптимизирует расходы и избавляется от устаревшего железа», — комментирует руководитель Timeweb Cloud Сергей Наумов.

При этом растет спрос не только на аренду ИТ-инфраструктуры, но и на сопутствующие сервисы, в частности заказчиков все больше интересуют дополнительные услуги, особенно в сфере информационной безопасности. По мнению директора K2 Cloud Сергея Зинкевича, компаниям стало важно иметь не просто облачного провайдера, а стабильного технологического партнера с комплексными услугами. На это указывает рост спроса на дополнительные возможности, которые могут предоставлять провайдеры.

«Например, заметно выросли запросы на почтовые сервисы из облака и корпоративные файлообменники. Также приоритетом бизнесов остается надежность и безопасность, что выражается в росте интереса к межсетевым экранам, защите от DDoS-атак и комплексным защитам, например, WAF и AntiDDoS», — делится опытом спикер.

Одновременно растет доверие к облакам и готовность мигрировать на эти платформы со стороны заказчиков. Директор по информационным технологиям «Рег.ру» Евгений Мартынов обращает внимание, что из года в год востребованность облака растет, и клиенты готовы активно пользоваться такими технологиями. Причем, здесь идет речь не только о сегментах крупного бизнеса, у которых есть собственные ИТ-департаменты, но и о представителях малого и среднего звена.

Динамика выручки 10 крупнейших участников рейтинга CNews IaaS и CNews100

Темпы роста замедляются, но по-прежнему заметно опережают общерыночные показатели

CNews100, рост в %
рост в %
млрд ₽

На шестерку лидеров пришлось две трети выручки

Для отечественного рынка IaaS характерна высокая конкуренция, в этом сегменте представлены десятки различных провайдеров. В общей сложности в рейтинге отражены финансовые показатели 50 поставщиков, которых можно условно разделить на несколько групп.

Безоговорочными лидерами являются «Ростелеком-ЦОД» (₽24,8 млрд) и облачная платформа Cloud.ru (₽22,4 млрд, ранее называлась SberCloud и до 2022 г. входила в экосистему бизнес-сервисов Сбера). Эти же компании занимали первую и вторую строчку аналогичного исследования годом ранее. Однако по итогам 2023 г. расстояние между ними немного сократилась, так как темпы роста «РТК-ЦОД» оказались на уровне общерыночных (+34,1%), в то время Cloud.ru cмог увеличить свой оборот в полтора раза (+49,1%).

По словам директора по стратегии Cloud.ru Ильи Королёва, облака — один из самых эффективных способов вложения в ИТ средств в условиях повышенной неопределенности, так как при таком подходе не требуется значительных долгосрочных инвестиций под закупку собственного оборудования. По его словам, облака также дают гибкость при масштабировании: наращивать или сокращать необходимый объем ресурсов можно по мере необходимости. «К тому же мы видим, что сейчас клиенты часто расширяют собственную инфраструктуру не закупкой дополнительных серверов, а через преодоление пиковых нагрузок в облаке», — подытоживает собеседник CNews.

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики IaaS в России

№ 2023 № 2022 Компания Выручка IaaS в 2023г., млн ₽, с НДС Выручка IaaS в 2022г., млн ₽, с НДС Рост выручки 2023/2022, в % Доля IaaS в общей выручке в 2023 г., в %
1 1 РТК-ЦОД 24 804 18 500 34,1% н/д
2 2 Cloud.ru 22 431 15 045 49,1% н/д
3 3 Selectel 10 717 8 537 26,0% 87%
4 5 Yandex Cloud 8 770 5 210 68,0% 55%
5 4 MWS 7 182 5 166 39,0% н/д

Еще четыре компании из рейтинга заметно превосходят по размерам своего бизнеса других участников, хотя и уступают двум названным лидерам — это Selectel (₽10,7 млрд), «Яндекс» (₽8,8 млрд), МТС (MWS, MTS-web-services, ₽7,2 млрд) и «Онланта» (входит в группу компаний «Ланит», облачная платформа OnCloud, ₽6,5 млрд). Для этих игроков характерны темпы роста в пределах рынка (2549%), выделяется только «Яндекс», который увеличил выручку IaaS сразу на 68%. В общей сложности на шесть ведущих провайдеров пришлось две трети (67%) выручки всего рейтинга (топ-50).

В погоне за лидерами

С 7-го по 11-ое места в таблице расположилась плотная группа участников, IaaS-выручка которых составила в пределах ₽34 млрд, это достаточно известные на рынке бренды — VK Cloud, ITglobal.com, K2 Cloud, «Т1 Облако» и beeline cloud. Названнуюгруппу можно условно назвать «преследователями» или же теми, кто способен бросить вызов, так как именно они показали наиболее высокие темпы роста бизнеса по итогам 2023 г.: VK Cloud (+69,3%) , ITglobal.com (+117%), «Т1 Облако» (+92%) и beeline cloud (+60%). Для платформы K2 Cloud данные за 2022 г. и, соответственно, по динамике выручки не доступны.

Среди ключевых факторов роста представители компаний называют импортозамещение и проблемы с завозом оборудования. «Мы активно развиваем облачную платформу на базе собственной разработки, которая входит в ЕРРП, а также запустили портфель альтернативных импортонезависимых сервисов, которые позволяют клиентам построить единый ИТ-ландшафт в облаке, — рассказывает директор по развитию бизнеса «T1 Облако» Георгий Джабиев. — Несмотря на адаптацию рынка к новым реалиям, стоимость и срок поставки оборудования существенно возросли, и для многих клиентов экономически целесообразно переносить инфраструктуру в облако».

Топ-10 крупнейших поставщиков IaaS

Выручка в млн ₽, с НДС
24804
22431
10717
8770
7182
6463
3857
3855
3638
3442

Важным трендом была миграция на облака с российской виртуализацией, отмечает директор облачного бизнеса ITglobal.com Евгений Свидерский: «Отечественные компании продолжали переход с зарубежного ПО. Это дало ощутимый рост спроса на сегменты с российской виртуализацией, в связи с чем наше решение vStack (гиперконвергентная платформа виртуализации) оказалось в тренде импортозамещения». Кроме того, он также отмечает, что заказчики стали чаще интересоваться технологиями искусственного интеллекта и машинного обучения, что стало причиной роста спроса на инфраструктуру с графическими ускорителями.

Наконец, большое преимущество с точки зрения пользователей — наличие встроенных инструментов безопасности. Так как защита своей инфраструктуры всегда является приоритетом, клиенты отдают предпочтение облакам с высоким уровнем защиты. Директор по продуктам beeline cloud Александр Михалюк поделился опытом, что компания перешла на новую архитектуру, что привело к усилению информационной безопасности и значительному улучшению доступности облачных вычислений. Запуск трех новых продуктов cloud compute, а также сетевого сервиса SD-WAN существенно повысил функциональность и облегчил эксплуатацию облачной инфраструктуры.

За пределами первой десятки

Вслед за группой преследователей на 12-ом и 13-ом местах с небольшим отставанием расположились также хорошо известные на рынке компании Softline (₽2,6 млрд) и «МегаФон» (₽2,5 млрд). Именно для этих двух провайдеров прошлый год сложился наименее удачно из всех участников верхней половины таблицы, они продемонстрировали сокращение выручки на 19% и 18% соответственно. Директор по облачным и инфраструктурным решениям «МегаФона» Александр Осипов сообщил CNews, что «на общую выручку по IaaS в 2023 г. повлияло постепенное перераспределение потребления в рамках частного облака одним из ключевых клиентов».

Еще ниже в рейтинге находятся более десятка поставщиков с оборотом от ₽500 млн до ₽1,5 млрд, наиболее крупными из которых являются Timeweb Cloud, Айтеко.Cloud, «Рег.ру» и EdgeЦентр.

Замыкает таблицу довольно большая группа IaaS-провайдеров, которая состоит из небольших (₽50-400 млн) и «микропоставщиков» (менее ₽50 млн). В целом, на рынке есть десятки подобных небольших фирм, которые предлагают облачные сервисы, зачастую наряду с хостингом и размещением оборудования (colocation). Правда, следует оговориться, что в этом случае речь идет не о «классическом» IaaS с онлайн-конструктором конфигураций как у Amazon, а oб услугах VDS/VPS (виртуальный выделенный сервер).

Таким образом, для российского рынка IaaS характерна гораздо более высокая сегментация и конкуренция, чем для глобального. Для сравнения, согласно данным Gartner по итогам 2024 г., на четыре крупнейших провайдера IaaS приходится 78% мирового рынка (Amazon — 39%, Microsoft — 23%, и по 8% у Google и Alibaba). В России по-прежнему сохраняется достаточно высокий неудовлетворенный спрос, что дает возможность выходить в этот сегмент новым игрокам. В то же время очевиден тренд на получение качественных комплексных услуг с высоким уровнем поддержки и встроенными средствами защиты, что требует значительных инвестиций в развитие сервисов и в перспективе приведет к консолидации рынка в руках нескольких крупнейших игроков.

Павел Лебедев