Спецпроекты

На страницу обзора
Сергей Кондарев, «ПроШкола» — в России реализуется уникальный проект по внедрению ИТ в школах

В ответ на увеличение числа школьников и растущий спрос на образовательные места, социальный инвестор «ПроШкола», в рамках федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование», внедряет инновационный подход к строительству и управлению школами в России. Этот проект, ориентированный на привлечение частного капитала и снижение нагрузки на бюджет, предполагает создание более 60 тысяч новых школьных мест до конца 2024 года, обеспечивая учеников современными условиями и расширяя образовательные возможности по всей стране. Но самое главное — проект в корне меняет представление об администрировании многих процессов, влияющих на качество обучения. Образование переходит на цифровые рельсы. О том, как реализуется эта программа и сколько шагов осталось пройти инициаторам до школ будущего, CNews поговорил с ИТ-директором «ПроШколы» (дочерняя структура ВЭБ.РФ) Сергеем Кондаревым.

Сергей Кондарев«ПроШкола»

CNews: Как ваш проект позволяет взаимодействовать с региональными властями и коммерческими структурами в рамках программы по модернизации образовательных учреждений, и каковы основные инновации и технологии, применяемые в этих новых школах для улучшения условий обучения и развития детей в регионах России?

Сергей Кондарев: «ПроШкола» создает образовательную инфраструктуру в рамках президентской программы по модернизации и строительству новых школ. В основном это касается регионов, где не хватает школьных мест. На сегодня мы уже сдали 19 новых школ в 6 субъектах РФ.

Новые школы — это не просто обычные здания, а современные образовательные комплексы, которые имеют бассейны, цифровое оборудование, компьютеры, ИТ-технологии и т.д. Они построены по новой концепции школы, которая отличается от того, что мы привыкли видеть раньше. Мы создаем и эксплуатируем эти школы по модели государственно-частного партнерства (ГЧП), Мы заключаем концессионные соглашения на срок от 10 до 15 лет с региональными властями и привлекаем частные инвестиции за счет кредиторов — ВЭБ.РФ и «Сбербанк». При этом все школы бесплатные, государственные, они принадлежат концеденту (региону или муниципалитету). Мы не только финансируем строительство и оснащение, но и полностью обслуживаем эти школы, включая уборку, ремонт, безопасность и т.д.

Сергей Кондарев, «ПроШкола»: Новые школы — это не просто обычные здания, а современные образовательные комплексы

Вот здесь возникает вопрос управления всеми этими школами. Мы не можем управлять по старинке, когда лампочка перегорела и ждали «Жилищника» или представителя управляющей компании неделю или месяц. Современными школами нужно и управлять по-современному. Поэтому мы используем автоматизацию и технологии, которые позволяют нам контролировать все параметры школьных помещений: температуру, влажность, освещение, потребление энергии и т.д. Таким образом, проекты «ПроШколы» — не только социально значимые, но и инновационные — мы используем новые технологии для создания лучших условий обучения и развития детей в регионах России.

CNews: Для управления школьными комплексами в рамках вашего проекта ГЧП вы используете систему «Comindware Моё здание», каковы ее основные преимущества? И какие результаты показал пилотный проект в школе «Парус» в Белгороде?

Сергей Кондарев: Для управления всеми этими школами нам нужна была гибкая и масштабируемая система, которая бы учитывала требования импортозамещения и социальной значимости проекта. Мы изучали разные системы на рынке и выбрали систему «Comindware Моё здание», которая выросла из BPM-системы. «Comindware Моё здание» — это система управления зданиями в эксплуатации. Она позволяет нам управлять заявками на ремонт и обслуживание, контролировать во время обходов все параметры школьных помещений (температуру, влажность, освещение, потребление энергии), строить график планово-предупредительных ремонтов и контролировать его исполнение, управлять и контролировать материалы на складе.

Так как это новый опыт для всех участников проекта, мы запустили пилотный проект на одной школе — «Парус». Это школа в Белгороде, которая была открыта в 2023 году. Мы адаптировали систему «Comindware Моё здание» под наши потребности и протестировали ее работу.

CNews: Почему вы выбрали именно эту школу?

Сергей Кондарев: Выбор обусловлен тем, что в отдаленных региональных школах часто возникают проблемы с качеством интернет-связи, оборудованием и квалификацией персонала. Многие работники там не так опытны в использовании компьютерной техники, что может затруднить освоение новой системы. Текущим приоритетом является обучение руководителей и других ключевых сотрудников школ работе с системой «Comindware Моё здание». Это действительно важное направление в нашей работе.

На данный момент мы уже интегрировали все наши готовые школы в данную систему управления.

CNews: Как вы смогли преодолеть начальные препятствия в переходе от традиционных методов управления, таких как записи на бумаге и телефонные звонки, к полностью цифровизированной системе управления в школах? Как эта цифровизация повлияла на эффективность управления школьными процессами и коммерческие операции, включая закупки и взаимодействие с эксплуатирующими организациями?

Сергей Кондарев: Школы ранее не очень активно использовали компьютеры, предпочитая решать вопросы с помощью записей на бумаге и телефонных звонков. Теперь все стало цифровым: они входят в систему, делают заявки, и система сама отслеживает плановые и внеплановые обходы, а также аварийные ситуации. Это значительно упрощает рабочий процесс, и директорам школ не нужно беспокоиться о проверке оборудования, такого как кондиционеры. Главный инженер школы видит все предстоящие работы, потому что система сообщает ему о планируемых задачах и интервенциях со стороны эксплуатирующих организаций.

Мы управляем каждой школой, и каждая из них прикреплена к определенному менеджеру или руководителю, в зависимости от географического расположения. Мы напрямую работаем с управляющими организациями на местах, чтобы гарантировать выполнение всех заявок. Ведь у нас есть установленные стандарты, и мы действуем как контролирующий и заявительный орган. В случае плановых проверок или каких-либо происшествий, школы знают, к кому обратиться. Все необходимые контакты с организациями уже внесены в систему, и договоры заключены. Весь процесс стал централизованным: вместо того чтобы каждый директор школы контактировал с различными службами, мы теперь координируем все это. Если эксплуатирующая организация меняется, соответственно, меняются и договора.

Еще одним важным моментом является коммерческий аспект. Так как мы являемся центральным органом, нам удается договориться о более низких ценах, чем те, которые предлагают на местном уровне.. В зону нашей ответственности входит не только инженерное оборудование, но и школьное имущество, такое как телевизоры, электронные доски и даже бассейны в некоторых школах. Все закупки проводятся централизованно, что напоминает мне о советских подходах к централизации. Это действительно интересное решение, которое можно сравнить с функционированием некоторых министерств.

CNews: Можете ли вы также прокомментировать, как преодолеваются вызовы, связанные с компьютерной грамотностью сотрудников и взаимодействием с эксплуатирующими организациями?

Сергей Кондарев: Что касается сложностей в эксплуатации таких систем управления, то основная проблема связана с взаимодействием с эксплуатирующими организациями. Нам важно обеспечить скоординированную работу между ними и школой, и это может оказаться сложнее, чем, например, управление жилым домом. У нас здесь особые приоритеты, и преимущества этой системы очевидны. Однако проблемы с эксплуатирующими организациями схожи с теми, которые возникают с поставщиками. Это вопросы одного порядка.

Кроме того, существует проблема в обучении сотрудников школы компьютерной грамотности. У большинства уже есть компьютеры. Вопрос в желании с ними работать. Многие предпочитают оставаться в прошлом и избегать новых технологий. Бумажная волокита и телефонные звонки — это их выбор, хотя уже существует удобная система, с которой мы работаем с сентября. Она успешно интегрирована, и теперь нет необходимости звонить или тратить время на бумажные дела. Возможно, в будущем директоры смогут управлять этой системой с помощью своих смартфонов.

CNews: Какие перспективы вы видите в будущем, помимо масштабирования? Возможно, вы бы хотели доработать систему или есть другие идеи?

Сергей Кондарев: Я надеюсь, что эта система станет стандартной. Национальный проект «Образование» ставит перед нами задачу улучшить условия в школах. Уже есть современные школы с бассейнами, зонами отдыха и спортивными площадками. Можно сказать, что это попытка не только модернизировать школьное пространство, но и привлечь бизнес к социально значимым проектам. Это также способ развивать территории вокруг школ, где начинают строить жилые дома и улучшать инфраструктуру. У нас даже есть первый университетский кампус, можно рассмотреть возможность применения системы и на такого рода объектах.

CNews: Удовлетворены ли вы текущими результатами внедрения автоматизированной системы управления?

Сергей Кондарев: Да, на данный момент все идет в соответствии с ожиданиями. Хотя я редко когда я остаюсь полностью доволен, особенно при внедрении новых продуктов.

CNews: Планируете ли вы какое-то дальнейшее развитие системы?

Сергей Кондарев: Да, внедрение системы на нескольких объектах ПроШколы позволит нам оценить её в разных условиях, учитывая региональные особенности. К концу года мы надеемся расширить использование системы на новые построенные школы. Это второй этап пилотного проекта, первый был направлен на проверку функционала системы и её соответствия нашим требованиям.

Справка о проекте

ООО ««ПроШкола»» (дочерняя структура госкорпорации ВЭБ.РФ) — утверждённый Правительством Российской Федерации концессионер, с которым субъекты и муниципальные образования могут заключать концессионные соглашения по созданию новых школ в рамках государственной программы «Развитие образования» (национальный проект «Образование») без конкурса. На сегодняшний день в портфеле ПроШколы 67 концессионных соглашений на строительство 69 школ — это более 60 тыс. мест.