О перспективах рынка ИТ-оборудования в России CNews поговорил с Александром Субботиным, директором по развитию продуктов «DатаРу».
Александр Субботин«DатаРу»
CNews: Ранее в «DатаРу» прогнозировали , что рынок серверов, СХД и сетевого оборудования в России вернется к докризисным показателям к 2025 году. Оправдались ли эти прогнозы?
Александр Субботин: Сейчас, конечно, давать оценки рынка стало сложнее, так как аналитика, культура анализа до недавнего времени были полностью иностранные, а собственные инструменты у нас в стране только начинают появляться. Кроме того, с учетом складывающейся геополитической ситуации и тренда на деглобализацию, экономическую напряженность между Китаем и США, проблемы с логистикой в Суэцком канале, другие конфликты, мы корректируем наш прогноз в сторону более консервативной оценки.
Хотя в конце прошлого года в отрасли фиксировался небольшой рост, начало этого года оказалось не таким позитивным. Бизнес инвестирует в технологии, но ИТ — это не только оборудование, но и «софт», и услуги, консалтинг… Если говорить про объем рынка ИТ-оборудования в целом, то 2025-й начался со снижения спроса: пока мы отмечаем, что выдающихся цифр по аппаратным решениям, таким как серверы, СХД, нет, объем инвестиций в развитие инфраструктуры сокращается относительно прошлого года.
Но в то же время государственные инвестиции в отечественную экономику в целом по стране сохраняются и даже растут на +7%. Лично мы пока не чувствуем этого влияния на инфраструктурную отрасль, что, полагаю, объяснимо — у нас огромное количество игроков на рынке технологий. Но рано или поздно из растущего он превратится в стабильный, консолидируется вокруг нескольких лидеров. Тогда государственная поддержка станет более ощутимой.
CNews: Как вы оцениваете текущую динамику рынка, какого прироста (в процентном соотношении) ожидаете по итогам 2025 года?
Александр Субботин: Я рассчитываю, что во второй половине года будет реализован отложенный спрос на инфраструктурные решения, и к концу года большинство проектов будут отработаны. Речь, в первую очередь, о государственном секторе, естественных монополиях и других игроках рынка. Если говорить об оценках, то мы ожидаем среднегодовой рост в диапазоне 7-8 процентных пунктов.
CNews: Какие секторы рынка ИТ-оборудования в России растут быстрее других? С чем это связано?
Александр Субботин: Активнее остальных наращивает темп сегмент информационной безопасности, а именно сектор специализированного оборудования, заточенного под обеспечение кибербезопасности. Это связано, в том числе, с развитием критической инфраструктуры и строгих ограничений на использование иностранных решений в ней.
Но безопасность — это прежде всего программные решения и программно-аппаратные комплексы. Если же говорить только про ИТ-оборудование, то заказчики охотно потребляют продукты для создания искусственного интеллекта. Это устойчивый мировой тренд — сегодня каждый уважающий себя большой игрок поддерживает собственную инфраструктуру под вычисления ИИ.
CNews: Удалось ли рынку полностью импортозаместить продукцию ушедших из России ИТ-вендоров?
Александр Субботин: Я бы сказал, что полностью импортозаместить все невозможно. Вы просто не найдете ни одного подобного примера на глобальном рынке — система взаимоотношений и цепочек продаж сильно распределена, это позволяет концентрировать усилия в одной точке и с помощью экономики масштаба создавать меньшую цену для готовой продукции. Поэтому, отвечая на вопрос, я бы сперва определился с терминами: мы считаем импортозамещенным оборудование, произведенное на территории Российской Федерации и внесенное в реестр Минпромторга или Минцифры РФ. Центральные процессоры мы в стране пока не производим, а оперативная память, накопители, корпусные детали и ряд элементов в микроэлектронике производятся к этому моменту в ограниченном количестве. Поэтому, если под импортозмещением ушедших вендоров мы подразумеваем формирование пула решений, собранных в России, то успехи в этом направлении есть. У нас есть системы хранения данных, уникальные решения по информационной безопасности, которые реально востребованы не только российским рынком, но и мировым.
Полное импортозамещение — это голубая мечта, к которой при этом мы обязаны стремиться. И мы идем туда последовательно: количество продукции в реестрах увеличивается, глубина импортозамещения расширяется. Также мы должны воспитывать новые компетенции внутри. Положительные примеры здесь есть и их не мало – Алабуга, большой кластер в Калининградской области, технопарки под Москвой…
Хочется увидеть новые лица на рынке с желанием развивать отечественное оборудование. Этому помогают в том числе и появляющиеся инновационные научно-технологические центры. Главное — не скатываться в пессимизм, как у нас любят. Я считаю, что у России все будет хорошо, по крайней мере все игроки прилагают к этому достаточно много усилий.
CNews: А как по вашему мнению меняется структура рынка в условиях стагнации и всех этих изменений?
Александр Субботин: С позиции вендоров наблюдается переориентация на более сложные решения. Кто будет обладать большими компетенциями и отличительными чертами относительно мировых или внутренних решений, те выиграют конкуренцию и останутся. Приведу пример из соседнего сегмента программного обеспечения: сейчас у нас есть около 60 игроков на рынке виртуализации, для сравнения в мире их где-то три с половиной. Постепенно количество компаний будет уменьшаться. Кто-то выживает за счет технологий, кто-то — за счет гибкого подхода, сервиса. У каждого будет свой путь к успеху.
CNews: Какие остаются сложности с точки зрения развития сегмента локального ИТ-оборудования в стране? Сталкиваетесь ли вы с этими сложностями в своем бизнесе? Как компания «DатаРу» планирует их преодолевать?
Александр Субботин: Разработка мощного прорывного ИТ-продукта сейчас усложняется тем, что мы искусственно изолированы от основных источников общения с мировым сообществом — будь то отраслевые группы, развивающие RISC-V процессоры, или направление OCP (Open Compute Project). На Западе процветает культура отмены, и она коснулась нас, как профессионалов. Сейчас выстраивается рамка нового сообщества, но оно пока включает только ряд стран, и процесс тормозится из-за рисков партнеров оказаться под вторичными санкциями.
Однако это не значит, что проблемы непреодолимы. Мы в «DатаРу» боремся с этим, создаем новые цепочки, новые связи, развивая коммерческую составляющую продуктов, в том числе удовлетворяя спрос наших заказчиков и партнеров.
Наконец, в России начали появляться площадки, на которых происходит обмен мнениями различного толка — от научных, таких как форум «Микроэлектроника» в Сочи, до производственных, таких как ExpoElectronica в Москве. Появляются эффективные сообщества, такие как АРПЭ, где люди обмениваются своим видением рынка. И я надеюсь, что такие профессиональные площадки будут развиваться и дальше, а к их идеям будут прислушиваться.
CNews: Есть ощущение, что еще довольно сильный фактор — это подорожание компонентов. Текущая экономическая ситуация приводит к тому, что разрабатывать оборудование становится с каждым годом объективно дороже. Вы согласны с этим?
Александр Субботин: Удорожание — это естественный процесс. Но я бы сказал, что самое дорогое в разработке не компоненты, а НИОКР, интеллектуальная собственность, конструкторские работы, сами конструкторы и программисты. Профессионалы и их компетенции только растут в цене, в том числе потому, что до 2022 года многие направления были целиком отданы западным специалистам, а данные можно было спокойно получить от иностранных коллег в профессиональном сообществе. Так, например, произошло с российскими разработчиками BIOS-систем, на которых раньше не было большого спроса, а после 2022 года они подорожали до астрономических цифр, потому что это оказалось сложно. И это касается многих систем и подсистем.
CNews: А с точки зрения клиентов есть какие-то сложности? Сталкиваетесь еще с недоверием к российскому оборудованию?
Александр Субботин: Общего недоверия в российским инфраструктурным решениям нет. Но в целом у заказчика возникает чувство замешательства из-за огромного выбора игроков на рынке. Бизнесу приходится много экспериментировать, искать тех вендоров, у кого больше компетенции, кто действительно ориентирован на клиента и так далее. У заказчика сформировался очень большой список метрик, по которым он сегодня выбирает поставщика.
При этом отраслевая экспертиза в этом перечне далеко не всегда стоит на первом месте. Иной раз заказчики, особенно если речь идет о лидерах рынка, обладают куда большими знаниями в своем направлении. Основным фактором сейчас при выборе подрядчика становится его гибкость. Кроме того, если мы возьмем ФЗ-44, то там единственный определяющий фактор — это соответствие КТРУ и самое низкое ценовое предложение для оборудования. Для бизнеса важнее сервис, глубина SLA, скорость реакции.
CNews: Вы говорили про гибкость как одно из ключевых требований со стороны заказчика. По каким еще траекториям будут развиваться российские поставщики в ближайшие годы?
Александр Субботин: Траектории будут разными. У нас есть компании, которые занимаются созданием собственных продуктов, в том числе в OCP-формате. Есть те, кто занимается разработкой специфических продуктов, например, системами безопасности или Next-Gen файерволами. У каждого из игроков своя стратегия развития. Но в целом, думаю, что на фоне увеличение господдержки компании будут все больше специализироваться на конкретных участках создания собственных продуктов. Таким образом, мы будем двигаться все дружно к единым целям.
Кроме того, вендоры будут стремиться повысить дополнительную ценность для заказчика и, конечно, развивать продукт в соответствии с требованиями регулятора. Сейчас у нас есть уникальная возможность создавать локальное производство и локальный продукт. Какие-то страны уже проходили этот путь принудительно, например, Южная Корея с их электроникой или автобизнесом. Да, изначально они не котировались, а сейчас смотрите, сколько их автомобилей ездит по улицам всего мира. У нас немножко иные предпосылки, но тем не менее это возможность для увеличения доли собственных решений.
Опыт показал бизнесу и государству, что выстраивать инфраструктуру на продуктах, которые завтра могут внезапно исчезнуть, — плохая стратегия. Мы как отечественный производитель никуда уходить не собираемся, потому что мы здесь живем. И в этом наш плюс — в надежности. Мы придерживаемся планов, направленных на расширение линейки собственных продуктов, формирование вокруг нее сообщества инженеров.
■ erid:2W5zFH1TdyrРекламодатель: АО «ДатаРу»ИНН/ОГРН: 9705243048/1257700241160Сайт: www.dataru.ru