CNews: Как
развивался рынок биллинговых (BSS) и смежных систем в
последние полтора года в России и в мире? В чем специфика российского рынка и
его отличие от общемирового и европейского?
Алексей Киреев: Рынок биллинговых систем, на мой взгляд, развивается преимущественно за счет модернизации существующих систем и
небольшого количества инсталляций новым операторам, готовым приобрести
промышленные
BSS-решения.
В России, как и во всем мире, неуклонно растет пакетный трафик, что влечет за
собой дополнительный ряд требований к
BSS. Я бы не сказал, что есть какая-то глубинная специфика
российского рынка и существенные различия в требованиях к биллинговым системам
в России и мире. Действительно взрывным за последнее время был лишь интерес к
запуску MVNO и услуге
по переносимости номера (
MNP),
а также пробные шаги мобильных операторов в сторону
M2M-услуг.
CNews: Каковы
новые, «горячие» запросы клиентов? Какие запросы клиентов поставщики пока не
могут удовлетворить? Почему?
Алексей Киреев: Основные запросы на модернизацию наших систем
поступают от коммерческих подразделений операторов связи. И в каждом обращении
прослеживается стремление оператора
получить ответ на 3 вопроса: Каковы предпочтения абонентов сети (какими
видами связи и услугами он пользуется, как часто)? Как еще можно сегментировать
рынок? Какой тарифный план или опция наилучшим образом удовлетворит потребности
каждого абонента в выделенных сегментах? Только фактическая реализация того или иного тарифного плана, пакетного предложения или
бонусной программы позволяет получить ответы на указанный вопросы.
Мы стремимся помочь нашим
заказчикам добиться решения поставленных задач в максимально короткий срок. От
нашей компании невозможно услышать отказ на запрос, который может быть
реализован на наших продуктах или за счет интеграции с продуктами других
производителей. Мы развиваемся постоянно, предоставляя нашим заказчикам весь
спектр необходимых для конкурентного бизнеса услуг: консалтинг, производство и интеграция
ПО.
CNews: Каковы
перспективы аутсорсинга биллинга и предоставления облачных услуг биллинга по
схеме SaaS? Какие пункты обычно включаются в SLA?
Алексей Киреев: Аутсорсинг биллинга по модели SaaS на
сегодняшний день востребован только среди
стартапов телеком-операторов, в том
числе
MVNO. Эта модель
была проверена еще 8-10 лет назад, когда производители биллинга начали
предоставлять доступ к своим системам удаленно, не размещая оборудование и ПО
на площадке заказчика. Такой вариант взаимодействия не назывался тогда SaaS, но по сути им являлся. Начинающий оператор с
небольшим количеством абонентов, который не мог уверенно спрогнозировать рост
абонентской базы и доходов, приобретал у производителя ПО именно услуги
биллинга. А уже после стабилизации бизнеса устанавливал свою собственную
биллинговую систему.
Конечно, с ростом надежности
магистральных сетей и сетей доступа, а также строительства существенного
количества
ЦОДов, доверие клиента к оператору аутсорсинга и провайдеру
облачных
услуг растет. Все вопросы, связанные с
SLA, сугубо индивидуальны в
цифровых значениях, но одинаковы в
таких терминах как доступность, безопасность, качество и надежность
предоставляемых услуг.
CNews: «Петер-Сервис»
создает новую архитектуру, активно модернизирует и расширяет продуктовую
линейку. Что стало причиной происходящих перемен?
Алексей Киреев: Прежняя архитектура биллингового
решения с единой базой за много лет доказала свою состоятельность. Однако
времена меняются, а с ними – и требования к биллингу. Мы пришли к необходимости
изменения архитектуры наших систем,
следуя рыночным трендам. Во-первых,
усилилась борьба операторов за снижение издержек на ИТ, в том числе и на
биллинг. Во-вторых, абоненты ждут
сервисов с моментальной скоростью отклика и высокой готовностью, следовательно,
операторы стали требовать больше систем класса real-time. В-третьих, начался
стремительный рост продаж пакетного трафика. Именно эти рыночные тенденции и стали
необходимыми драйверами перемен в архитектуре наших продуктов.
Раньше почти
все системы мы проектировали на базе
СУБД Oracle, и стоимость
Oracle составляла
заметную долю расходов в
общей стоимости владения биллингом. Поэтому мы приняли
решение проектировать все новые продукты, не «завязываясь» на конкретного
поставщика
СУБД. Мы модернизируем наши продукты таким образом, чтобы
обеспечить инсталляцию на любую базу данных, которая поддерживает стандартный
SQL, позволяя оператору выбрать
наиболее выгодного поставщика СУБД. Переход на новую архитектуру позволит оператору значительно сократить затраты на оборудование и лицензии.
CNews: Каковы перспективы контентного
биллинга в сотовых сетях, где услуга или контент оцениваются не по формальным
параметрам (длительность или объем)?
Алексей Киреев: В странах
Европы, традиционно опережающих
Россию на
2-3 года во внедрении инновационных услуг или подходов к ведению бизнеса, об
этом уже говорят применительно к услугам пакетной передачи данных и популярных контент-провайдеров и интернет-сервисов, таких как
YouTube,
Facebook или
Google. Доходы от пакетного
трафика растут значительно медленнее по сравнению с затратами на передачу этого
трафика. Соответственно, плоские тарифы на
мобильный интернет не выгодны в долгосрочной
перспективе, так как выручка фиксирована, а затраты, хотя и уменьшаются в
расчете на единицу переданного трафика, не являются постоянной величиной. Более
того, затраты растут в связи с возрастающими объемами переданной информации.
Поэтому у оператора возникает
потребность в формировании дополнительных услуг,
тарификация которых зависит не
от объема или длительности сессий, а от конкретного контент или
сервис-провайдера, и имеет гарантированное качество.
Маркетинговые исследования
западных операторов показывают, что такие услуги будут иметь спрос.
Инфраструктура
оператора связи должна быть готова к предоставлению таких услуг, их тарификации
и биллингу. При этом речь идет не только о биллинге, но и о системах,
управляющих политиками предоставления услуг пакетной передачи данных с одной
стороны, и аналитических системах, позволяющих оперативно визуализировать
бизнес-подразделениям успешность внедренных услуг. Наша компания уже активно
исследует инновационные услуги и имеет в своем арсенале продукты для их
реализации.
CNews: Опишите,
пожалуйста, основные проблемы и перспективы развития биллинга, особенно в
роуминге.
Алексей Киреев: В существующих
GSM сетях, на мой взгляд, проблем нет – все
стандартизировано, и наличие таких протоколов взаимодействия, как
CAMEL позволяет
операторам формировать услуги с тарификацией в реальном времени. Немного
сложнее ситуация обстоит с появляющимися
LTE сетями: рост сигнальной нагрузки предъявляет повышенные
требования к тарификационной части систем расчета, которые могут быть реализованы
только в распределенной ИТ-среде.
CNews: Каким
образом активно развивающиеся ИТ-тренды, среди которых важнейшую роль играют Big Data и
социальные сети, способны повлиять на развитие вашей предметной области?
Алексей Киреев: Действительно,
Big Data предъявляет повышенные требования к ИТ-инфраструктуре, что
зачастую ведет к пересмотру архитектуры наших продуктов и решений. С каждым
годом объём обрабатываемых данных растет, и параллельно должна расти скорость
их обработки. Что немаловажно, Big Data – это наша предметная область, которая
растет и развивается за счет увеличения объема и многообразия этих данных.
Например, 15 лет назад от
биллинговых систем требовалось получить все CDR, протарифицировать их, провести
биллинг и выставить счет. Теперь биллинговая система (чаще
в режиме онлайн)
помимо вышеуказанных действий, как минимум, должна предоставить информацию для внешних
систем самообслуживания и аналитических комплексов. На основании данных из
биллинговых систем, анализа потребляемого трафика, активности и предпочтений в
социальных сетях, да и просто в сети, оператор должен сформировать наилучшее
предложение для своих абонентов.
CNews: Не так
давно «Петер-Сервис R&D» получила резидентство в «Сколково». В какие
направления запланированы основные инвестиции?
Алексей Киреев: Суть решения, которое мы
декларировали в конкурсной заявке, сводится к созданию ПО, которое предоставит
операторам связи средства онлайн-анализа данных о поведении абонентов в
интернете. Актуальность разрабатываемого решения заключается в возможности
предоставить операторам связи необходимые инструменты для встраивания в
экосистему торгов интернет-рекламой.
CNews: В чем состоят конкурентные преимущества ваших
решений? Расскажите о наиболее значительных внедрениях
ваших систем в 2012-2013 годах.
Алексей Киреев: Мы обладаем огромным
опытом работы с высоконагруженными системами, которые обрабатывают большие
объемы данных в real-time. Наша служба поддержки и группы разработки представлены в 7 филиалах от
Санкт-Петербурга до
Владивостока, позволяя оперативно реагировать на запросы заказчиков.
Мы живем и работаем в России и
странах СНГ более 20 лет и знаем изнутри
потребности наших заказчиков и, кроме всего прочего, у нас не возникает языковых барьеров, что немаловажно в области высоких технологий.
Наиболее значительными
достижениями я считаю многолетнее сотрудничество с крупнейшими федеральными
операторами нашей страны и расширение портфеля продуктов, а также географии
нашего присутствия. Внедрений наших продуктов за последнее время было немало, думаю, выделить по значимости кого-то одного не получится. В любом случае, мы регулярно пишем об этом в новостях и пресс-релизах, заглядывайте на наш сайт.