Спецпроекты

ПО Цифровизация Импортонезависимость

Цифровизация закупок 2023–2025: импортозамещение и аналоги зарубежного ПО

Как будет эволюционировать импортозамещение закупок в России? На этот вопрос отвечают эксперты компании Agora.

Иностранные вендоры «вышли из игры», но отечественный рынок ПО не опустел

В 2022 г. российский бизнес оказался в сильной турбулентной среде: ушло иностранное ПО, в основном ИТ-вендоры из США, Европы и Японии (SAP, Oracle, Microsoft, NVidia, IBM, Intel, Qualcomm, Yokogawa и др.), критически уменьшилось количество поставщиков продуктов для бизнеса и промышленности. По данным ЦСР, 56% из 600 крупнейших зарубежных компаний к III кварталу 2022 г. свели к минимуму свое присутствие на российском рынке.

Почти все компании в России столкнулись с санкциями, разрушением отлаженных логистических цепочек и изменением спроса. По данным исследования ИНП РАН, две трети предприятий (66,2%) пострадали от кризиса.

На первый план вышли задачи:

  • быстрой переориентации на отечественный софт;
  • бесперебойного снабжения сырьем и комплектующими;
  • перестройки и поиска новых логистических решений в кратчайшие сроки.

Ситуация сильно отразилась и на рынке закупок. После ухода SAP из России, по исследованиям TAdviser, объемы закупок сразу же упали почти на 6%. Если в 2022 г. бизнес был готов работать с небольшими убытками или в ущерб качеству, чтобы получить ТРУ (товары, работы, услуги) любой ценой, то к 2023 г. — компании адаптировались к сложившимся условиям. Они аккуратно тестируют продукцию новых поставщиков, тщательно отбирают партнеров, проводят стратегическое планирование закупок, выбирают более эффективные логистические решения, модернизируют производство и увеличивают инвестиции, которые были снижены в 2022, так как компании сфокусировались на поддержании уже имеющегося уровня.

Конечно, адаптивности бизнеса способствует стремительное развитие отечественного софта. После ухода САПа и других зарубежных вендоров, рынок ПО не опустел, отечественным ИТ-разработчикам есть что предложить взамен. Курс на импортозамещение, начавшийся еще в 2014 г., и перестройка российских компаний во время пандемии 2020 г. позволили уберечь рынок от разрушения. Лучшие российские вендоры помогают справиться с возникшей ситуацией на рынке. Например, компания Agora предоставляет широкий спектр возможностей для импортозамещения в сфере закупок и e-commerce: ЭТП (электронная торговая площадка), SRM, КИМ (корпоративный интернет-магазин), B2B порталы, маркетплейсы. Agora состоит в едином реестре Минкомсвязи программного обеспечения, как надежный российский вендор и интегратор. Разработка ведется ускоренным методом конструктора на базе готовой платформы. Доступны варианты как по SaaS подписке, так и с выкупом лицензии on-premise, чтобы системы работали на собственных мощностях компании-заказчика. Из-за сложившейся ситуации российские компании отдают большее предпочтение внедрениям по методу on-premise.

Будущее рынка закупок в 2023-2025 гг.

Санкционный и геополитический кризис формируют тенденции на развитие закупочной деятельности. Что будет актуальным в ближайшие годы?

  1. Переход в цифру. Система закупок движется в сторону унификации и централизованного перехода в цифру в госсекторе, корпоративном и частном бизнесе. Сейчас уже более 85% всех закупок — электронные. По результатам исследования компании McKinsey & Company, выяснилось, что 65% B2B-компаний предпочитают проводить сделки в онлайн-формате.
  2. Развитие тесного взаимодействия с поставщиками и выстраивание более крепких отношений. Тщательная проверка и отбор поставщиков. Например, развитие собственных платформ для закупок (ЭТП) и SRM систем дает возможность закупщикам привлекать новых поставщиков и использовать надежные инструменты для прозрачной работы с ними, проверки, классификации, и оценки рисков. Такая стратегия продиктована ограниченностью ТРУ (особенно в таких сферах, как автомобили, текстильная промышленность, продукты питания и косметика, по данным Финмаркета) и появлением пока неизвестных поставщиков. Некоторые компании начинают интегрировать контрагентов в производственные процессы, с целью становиться партнерами. Создание сайта закупок также дает дополнительные технические возможности (личный кабинет поставщика, интеграция с ЭДО, ЦП, и т.д.), повышает производительность компании и сокращает издержки.
  3. Совершенствование категорийного менеджмента в закупочных процедурах и более грамотное планирование с помощью инструментов интеграции баз данных и информационных систем, автоматизация закупок.
  4. Регулярная оптимизация бизнес-процессов. На отечественном рынке достаточно решений, которые могут быстро автоматизировать модель закупок. Например, автоматизация на базе платформы Agora позволяет до 40% снизить затраты и выиграть время для быстрого и эффективного реагирования на новые изменения рынка и вывести компанию в лидеры.
  5. Использование low-code системы управления бизнес-процессами. Low-code сокращает сроки разработки и снижает стоимость. Разработка системы с нуля займет до 15 месяцев и более, а запуск на базе low-code платформы — от 2 месяцев. Такие решения содержат готовые модули, которые адаптируются под разные бизнес-задачи. У Agora + 200 модулей, которые можно внедрить на любой стадии развития проекта заказчика.
  6. Переориентация в каталожные закупки. Многие компании начнут уходить от процедурных. Но здесь может возникнуть проблема закупок малого объема или закупок по каталогам — как сделать эти каталоги. В SAP Ariba они были неполноценны и нуждались в доработке. Теперь это становится актуальным направлением для разработки. К примеру, на базе платформы Agora можно в краткие сроки создать электронный магазин малых закупок, работающий по принципу удобного маркетплейса с закупками по модели онлайн-каталога.
  7. Создание центров импортозамещения (локальные предприятия, способные представить продукцию крупным заказчикам из других регионов) и параллельный импорт (дает возможность заказчику получить продукцию, привезенную по этой схеме). Таким образом заказчик получает новый канал поставок от контрагентов, которые ранее в закупках не участвовали.
  8. Развитие внешних связей и коммуникации с новыми рынками, которые ранее не рассматривались из-за высоких издержек. Это могут быть рынки Южной Америки, Тихоокеанского региона, Азии, Африки (но пока что с доставкой из таких регионов могут возникать сложности).
  9. Долгосрочное планирование, например, на 10 лет вперед, как раньше, не актуально.
  10. «Зеленые» закупки — не самый первоочередный пункт, но тем не менее государство начало движение в этом направлении. С 1 января 2023 г. госзаказчиков изделий из бумаги, тротуарной плитки, гидроизоляционных материалов и др. обязали указывать минимальную долю вторсырья при описании объекта на площадке закупок (ПП РФ № 1224 от 08.07.2022). А с 2025 г. планируется отказываться от одноразовой упаковки и товаров.

Конечно, все эти тренды идут в ногу с импортозамещением софта. Именно благодаря импортозамещению цифровизации закупок российские компании не только могут выжить, но и выйдут на новый уровень.

Импортозамещение: SAP vs отечественный софт

С рынка ушли как небольшие технологические компании, чей уход не был фатален, так и гиганты в ИТ-индустрии, повлиявшие на развитие российской ИТ-отрасли и сферы закупок (sourcing): SAP SRM, SAP Ariba и SAP Ariba Network. Компании оказались не готовы к неожиданному ограничению доступов, закончились срочные лицензии, остро встала проблема бесперебойного функционирования бизнеса и промышленности.

С одной стороны, для ИТ-сектора это стало амбициозным вызовом, с другой — освободило ниши, занятые крупными иностранными игроками и увеличило появление качественных ИТ-продуктов. А минувший 2022 г. позволил вендорам получить практический опыт в импортозамещении.

Наиболее чувствительны к уходу иностранных компаний и импортозависимыми оказались отрасли со сложным процессом закупок: металлургические, газовые, нефтяные компании, сфера телекоммуникаций, фармацевтики, автомобилестроения и машиностроения, ритейл и производители товаров для ритейла.

В технологическом плане больше всего импортозамещение в России 2023 затронуло оптовые закупки и SRM, но также и ERP, MES (Manufacturing Execution System — система управления производством), e-commerce, PIM-системы. Если для последних на рынке достаточно эффективных аналогов, включая e-commerce решения Agora, то оперативно заменить SAP в закупках для многих компаний оказалось сложнее. SAP — это целая экосистема продуктов для бизнеса, и крупные компании использовали только ее архитектуру и возможности, не внедряя альтернатив и дополнительного ПО, т.к. SAP имеет массу возможностей и достаточно сложнодорабатываемый. До геополитического кризиса это было адекватной стратегией, но ситуация показала, что нет ничего постоянного, и компании оказались зависимыми от одного иностранного вендора, который внезапно покинул территорию России и своих клиентов.

Это повлияло на:

  • небывалый спрос на импортозамещение ПО и оборудования: бизнесу пришлось быстро перестраиваться и искать оптимальную по цене и качеству замену на нашем рынке;
  • стратегии выбора отечественного ПО.

Как теперь компании выбирают импортозамещающее ПО и разработчиков?

  1. Конечно, самый важный критерий — независимость от вендора и лицензирование (имеет ли лицензия срок). Компании не захотят снова быть заложниками ситуации и испытывать на себе рычаги давления, даже если иностранные вендоры захотят вернуться. Поэтому предпочтение отдается не бренду и функционалу в первую очередь, а гибкости и перспективным технологиям платформы, безопасным стеку, базам данных, службам и сервисам аутентификации. Например, стек на Python, на котором работает платформа Agora, соответствует гостам безопасности, и на нем можно кодить все, что сейчас необходимо рынку. Возможность выкупа лицензии on-premise с переносом готового продукта Agora на мощности заказчика добавляет надежности и уверенности в таком решении.
  2. Многие компании задумываются над созданием собственной ИТ-команды либо расширяют уже имеющуюся.
  3. Импортозамещаемый продукт должен соответствовать enterprise подходу, что крайне важно для крупных предприятий различных экономических секторов РФ. Не все компании готовы заниматься сервисами для мониторинга, поддержки доступности, резервирования и восстановления данных (все это было встроено в САП и удобно в использовании), поэтому они ищут продукт enterprise уровня. Решения уровнем ниже не имеют шины данных, трудно масштабируемы, имеют ограничения, например, не выдержат большого обмена данными с другими системами, и подходят для создания интернет-магазинов или одностраничных сайтов. Платформа Agora имеет необходимые инструменты для масштабирования и выдерживания высоких нагрузок: фреймворк Django, системы управления базами данных enterprise уровня (PostgreSQL), шины данных для конвейерной обработки, контейнеризация на основе программной платформы Docker, Elastic Stack и т.п.
  4. Компании приобретают продукт не на один год, поэтому считают TCO (стоимость жизненного цикла: техподдержка, доработка, улучшения, внедрения). Для сравнения: Agora предоставляет не только возможности разработки решения, но и команду для его эффективного внедрения, а также возможность дополнительных услуг технической поддержки от опытных специалистов из команды Agora, вплоть до построения службы ТП для системы закупок на базе Agora (ЭТП, КИМ, SRM). Это же касается и решений для электронной коммерции Agora: маркетплейсы, B2B порталы, PIM-системы.


Перед российскими ИТ-компаниями стоит еще много задач, импортозамещение программного обеспечения не может быть стремительным. У большинства отечественных вендоров пока не появились полные аналоги экосистемы SAP, которые можно устанавливать и на сервера, и использовать как сервис. На рынке есть отдельные решения: от Сбербанка, Газпрома, ЭТП B2B-Center, ТЭК-Торг. Как вариант, можно комбинировать подходы: продолжать работу без обновлений там, где это возможно, кастомизировать open source решения, временно и очень аккуратно использовать возможности параллельного импорта закупки ПО.

Однако эксперты и специалисты компании Agora четко понимают потребности на рынке и направляют развитие в сторону создания самодостаточной экосистемы аналогичной SAP Ariba и SAP Ariba Network, предлагая и софт как сервис, и установку на сервера. Поэтому решения для цифровизации закупок и электронной коммерции на базе платформы Agora стали особенно востребованными. К моменту ухода иностранных вендоров с рынка Agora уже имела высококвалифицированную ИТ-команду, специализацию в разработке Enterprise решений для sourcing и e-commerce, более 10 лет опыта работы, более 500 успешных кейсов, среди которых такие крупные клиенты, как АЛРОСА, НЛМК, ВТБ, РЖД и др.

Ситуация может повториться и с другими продуктами от иностранных вендоров

Уход некоторых иностранных продуктов (например, Commerce Suite) не настолько сильно, как в закупках, затронул рынок e-commerce. Однако компании понимают, что такая ситуация в дальнейшем может коснуться и других продуктов. Поэтому некоторые компании поменяли вендора или начали внедрять системы, которые ранее не использовали. Например, SRM, чтобы более точно прогнозировать поставки и управлять ими. И основной тренд в данном случае — создание и внедрение собственных решений на базе отечественного ПО, например, на базе платформы Agora.

В импортозамещении ERP компании, особенно со множеством филиалов, не стремятся переходить, например, на 1С и внедрять несколько систем вместо одного SAP. В этом направлении отечественным разработкам еще нужно время, однако платформа Agora имеет преимущества и может интегрироваться с различными ERP, которые уже есть на рынке.

Также появился неожиданный тренд на цифровое импортозамещение портальных решений для: b2b, e-commerce, EDI (позволяет большому количеству дистрибьюторов общаться с производителем без оплаты EDI-провайдеру), кредитных задач банков и автосалонов, даже порталы для beauty-компаний с широкой региональной сетью. Компания Agora также активно развивает это направление. На базе платформы Agora b2b-порталы решают проблемы персонализации (личный кабинет, автонастройка спецпредложений, выставление прайсов), помогают избежать рисков и ошибок в документации, просроченных сроков и платежей, сокращают цикл оформления заказа и дают десятки дополнительных функций (интеграции с ЭДО и EDI, ERP, CRM, логистическими и иными сервисами, умный поиск, быстрый экспорт товарного контента).

В заключение

2022 г. показал высокие адаптивные возможности бизнеса и программного обеспечения для закупок. А в условиях беспрецедентного количества санкций закупочная система устояла, и производство не остановилось. Даже по оценкам компании IDC, которая прогнозировала сокращение расходов на ИТ-технологии в 2022 на 21,4% – 27,4%, говорит об их увеличении в 2023 г. при любом сценарии. Также государство активно принимает меры поддержки: гранты, специальные кредитные ставки, упрощение порядка госзакупок, изменение законодательства по 44-ФЗ и 223-ФЗ, рост офсетных контрактов в регионах, закон о параллельном импорте и т.д.

Как будет эволюционировать импортозамещение закупок в России — покажет время. Эксперты предполагают, что за 3-4 года отечественные ПО, такие как Agora, в сфере цифровизации закроют ключевые потребности, и строят прогнозы об экспорте функциональных решений.

erid:Pb3XmBtzt8w1hAvKtcYsW75Jk3gXyUUeekHwi7aРекламодатель: ООО «Центробит»ИНН/ОГРН: 7713733518/1117746695967Сайт: https://www.agora.ru/

Короткая ссылка