Как власти сэкономят 155 млрд руб. на стимулировании спроса на беспилотники
Расходы на реализацию федерального проекта «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы» сократились в три раза — до 81,27 млрд руб. Федпроект предполагает ряд мероприятий Минпромторга по увеличению летных часов БАС, поддержку их производства и лизинга, а также мероприятия различных госведомств — Росгвардии, Минпросвещения, Минсельхоза, Рослесхоза, Росреестра, Росавиации и др. — с использованием БАС.
Расходы на стимулирование спроса на беспилотники в России
В распоряжении CNews оказался федеральный проект «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы (БАС)» национального проекта «Беспилотные авиационные системы». Согласно данной редакции федпроекта сумма расходов за 2024-30 гг. должна была составить 236,4 млрд руб, из которых на федеральный бюджет приходится 177,6 млрд руб. (в том числе 88,6 млрд руб. — на консолидированные бюджеты субъектов федерации), на внебюджетные источники — 54,4 млрд руб.
В пресс-службе Минпромторга — куратора этого федпроекта — сообщили CNews, что данная редакция федпроекта является устаревшей. Согласно актуальной версии документа, утвержденной в конце 2024 г., общие расходы за период 2024-30 гг. составят 81,27 млрд руб., из которых на федеральный бюджет придется 52,77 млрд руб. (в том числе 398 млн руб. — на консолидированные бюджеты субъектов федерации), на внебюджетные источники — 28,1 млрд руб. То есть общий объем затрат сократится почти в три раза — на 155,13 млрд руб.
Наибольшему сокращению подверглась группа мероприятий, связанных с обеспечением реализации государственного гражданского заказа (ГГЗ) на БАС за период до 2030 г. Первоначально планировалось, что затраты на такие мероприятия составят 132,3 млрд руб. В актуальной редакции федпроекта расходы составят 18,66 млрд руб. — в семь раз меньше. В абсолютных цифрах сокращение составило 113,64 млрд руб.
Мероприятия Минпромторга
Сокращены были затраты еще по трем мероприятиям, куратором которых выступает Минпромторг. На увеличение количества летных часов отечественных БАС за счет компенсации части стоимости летного часа из федерального бюджета будет потрачено 11,988 млрд дуб. Это в три раза меньше, чем планировалось ранее — 35,8 млрд руб. В абсолютных числах сокращение составило 23,8 млрд руб. Планируется, что к 2030 г. количество летных часов БАС, субсидированных мерами государственной поддержки, составит 581,7 тыс.
На увеличение объема инвестиций из внебюджетных источников в проекты по производству БАС отечественной разработки путем реализации лизинговых сделок будет потрачено 45,3 млрд руб. В том числе федеральный бюджет потратит 17,2 млрд руб., внебюджетные источники — 28,1 млрд руб. Ранее объем затрат составлял 60,7 млрд руб., то есть был в 1,3 раза больше. В абсолютных цифрах сокращение составило 15,4 млрд руб.
Предполагается обеспечить льготные условия реализации лизинга БАС для эксплуатантов за счет предоставления лизинговой организации средств федерального бюджета на приобретение БАС. Совокупный объем инвестиций нарастающим итогом из внебюджетных источников в развитие отрасли БАС, предусмотренный в рамках заключенных сделок, в 2030 г. составит 47,6 млрд руб.
На реализацию отечественных БАС за счет компенсации российским производителям недополученных доходов при предоставлении скидок покупателям БАС будет потрачено из федерального бюджета 5,3 млрд руб. Ранее объем затрат составлял 7,9 млрд руб, сокращение составило 2,6 млрд руб. (32%). Предполагается, что количество реализованных отечественных БАС с государственной поддержкой к 2030 г. составит 13,6 тыс.
Причины сокращения финансирования
Как пояснили в пресс-службе Минпромторга, оптимизация финансирования проектов обусловлена несколькими факторами. «В предыдущей версии нацпрограммы БАС деньги заказчиков (федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ), федеральные службы, госкомпании) были учтены сразу, — пояснили в министерстве. — Теперь заказчики будут самостоятельно закупать необходимое им количество БАС в рамках собственной потребности и госпрограмм. Опираться они смогут на экономически востребованные сценарии их применения, подготовленные Минпромторгом России. Основной целью до 2030 г. станет запуск массового использования БАС».
Минпромторг России займется разработкой экономических моделей применения БАС и их предложением в ФОИВ, федеральные службы и компании с госучастием. «Такой подход обеспечит снижение нагрузки на федеральный бюджет и одновременное увеличение экономических эффектов от развития отрасли, что позволит привлечь частные инвестиции для развития необходимой инфраструктуры, в том числе мобильной, — считают в Минпромторге. — При этом все мероприятия должны быть выполнены в полном объеме».
Мероприятия Минпросвещения, Минобрнауки, Росгвардии, Рослесхоза и Росреестра
Группа мероприятий по обеспечению ГГЗ на БАС курируется различными ведомствами и финансируется из федерального бюджета. Согласно предыдущей редакции федпроекта, наиболее дорогостоящим из них является оснащение БАС образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего и среднего профессионального образования для массового доступа школьников, студентов колледжей к образовательным возможностям по разработке, производству и эксплуатации БАС. На данное мероприятие, курируемое Минпросвещением, должно было быть выделено 89,58 млрд руб.
Предполагается, что общеобразовательные школы будут обеспечены 10 БПЛА (беспилотный летательный аппарат) отечественного производства грузоподъемностью до 1 кг и 25 комплектами FPV (дроны от первого лица) на образовательную организацию. Малокомплектные школы должны быть оснащены 1 БПЛА отечественного производства грузоподъемностью до 1 кг и одним комплектом FPV. Колледжи должны быть оснащены 10 БПЛА грузоподъемностью до 1 кг с расширенной компонентной базой и функционалом, 3 БПЛА грузоподъемностью до 30 кг с учетом промышленной направленности организации, а также комплектами FPV.
Также в образовательной сфере Минобрнауки должна была получить 2,13 млрд руб. на закупку БАС для применения в области научно-образовательной деятельности. БАС активно используются при реализации обучения по образовательным программам высшего и среднего специального образования в следующих сферах: летная эксплуатация, картография, сельское хозяйство и предотвращение чрезвычайных ситуаций.
На приобретение БАС Росгвардией предполагалось потратить 10,755 млрд руб. Еще 1,2 млрд руб. данное ведомство должно было получить на приобретение услуг, связанных с БАС.
На приобретение БАС в целях осуществления мероприятий в области лесных отношений Рослесхоз должен был получить 7,9 млрд руб. Еще 400 млн руб. ведомство должно было получить на приобретение услуг с использованием БАС в целях осуществления мероприятий в области лесных отношений. Речь идет об охране лесов от пожаров, лесопожарного мониторинга, лесной охраны и лесного контроля. Также предполагается осуществление контрольно-надзорных функций, в том числе нового вида государственного надзора — федерального государственного надзора в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними. Кроме того, предполагается осуществление мероприятий по защите лесов от пожаров, вредителей и болезней леса, а также сбору и анализу материалов БАС.
Росреестр должен был получить 7,1 млрд руб. на оснащение ППК (публично-правовая компания) «Роскадастр» и его филиалов БАС. Еще 198 млн руб. ведомство должно было получить на обеспечение закупки БАС в целях осуществления федерального государственного земельного надзора. Росавиация должна была получить 3,4 млрд руб. на оснащение БАС отечественного производства подведомственного ей федерального казенного учреждения. Речь идет о закупке 260 штук БАС отечественного производства в целях оснащения 18 федеральных казенных учреждений (7 авиационных поисково-спасательных центров и 11 региональных поисково-спасательных баз) для выполнения задач по поиску и спасению с использованием БАС.
Мероприятия Роснедр, Росгидромета, Минсельхоза и Росприроднадзора
«Российский экологический оператор» должен был получить 1,8 млрд руб. на закупку услуги с использованием БАС в целях оценки (ТКО) фактического состояния объектов размещения твердыни коммунальных отходов. Должно быть построено 685 трехмерных цифровых моделей объектов размещений ТКО. Минстрой должен был получить 1,2 млрд руб. на оснащение БАС своих подведомственных учреждений , еще 600 млн руб. данное ведомство должно было получить на предоставление услуги с использованием БАС. Речь идет о предоставлении Единым институтом пространственного планирования услуг по дистанционному зондированию Земли.
Роснедра должны были получить 1 млрд руб. на приобретение подведомственными учреждениями услуги с использованием БАС с целью проведения геологоразведочных работ и еще 584 млн руб. — на приобретение самих БАС. Минприроды должно было получить 795 млн руб. на приобретение БАС для повышения эффективности мер по мониторингу природных комплексов и объектов, расположенных на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) федерального значения. Предполагается предоставление субсидий федеральным бюджетом учреждениям, осуществляющим управление ООПТ, с целью приобретения БАС и подготовки специалистов по их управлению для применения новых и совершенствования имеющихся методов учета, мониторинга и анализа состояния объектов животного мира, их численности и среды обитания, а также повышения эффективности мер по охране от пожаров лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
Российский университет транспорта должен был получить 740 млн руб. на осуществление закупки БАС отечественного производства в образовательных целях. Университет должен будет освоить в образовательных целях 60 БАС. Росгидромет должен был получить 700 млн руб. на закупку БАС для применения в области мониторинга гидрометеорологических и геофизических процессов в окружающей среде и проведения активных воздействий на данные процессы. Предполагается осуществить закупку 9 легких самолетов, 31 среднего самолета и 24 легких мультироторов для применения в области мониторинга гидрометеорологических и географических процессов в окружающей среде и проведения активных воздействий на данные процессы.
660 млн руб. Минсельхоз должен был получить на приобретение БАС в целях развития и модернизации агропромышленного комплекса. Еще 100 млн руб. ведомство должно было получить на оказание услуг, связанных с БАС в целях развития и модернизации агропромышленного комплекса. Предполагается проведение с использованием БАС инвентаризации сельхозугодий, создание электронных карт полей, проведение оценки объема работ и контроля их выполнения, обеспечение оперативного мониторинга состояния посевов, проведение оценки схожести сельскохозяйственных культур, обеспечение охраны сельхозугодий, проведение обработки посевов пестицидами для борьбы с вредными объектами.
Также будет осуществляться точная фиксация географических координат места нарушения земельного законодательства, в том числе на участках, расположенных в труднодоступных местах. Кроме того, предполагается выполнение инспекции полей агрономии с применением легких дронов, аэрофотосъемки сельхозугодий и гербицидной обработки земель сельхозназначения для борьбы с растительностью.
584 млн руб. Росприроднадзор должен был получить на закупку БАС при проведении ведомством выездных обследований в рамках контрольных (надзорных) мероприятий. Предполагается осуществить закупку 100 легких мультироторов для проведения выездных обследований в предпаводковый период при обследовании прибрежных защитных полос. Росводресурсы должны были получить 275 млн руб. на приобретение БАС подведомственными учреждениями. 224 млн руб. должно было получить Росрыболовство на приобретение отечественных БАС для рыбохозяйственной отрасли, еще 100 млн руб. ведомство должно было получить на приобретение услуг с использованием БАС.
Целевые показатели
Согласно целевым показателям, заложенным в федпроект, объем российского рынка БАС (без учета образовательных БАС, но с учетом самолетов, вертолетов и мультироторов) увеличится с 25,74 тыс. в 2023 г. до 46,2 тыс к 2030 г. Доля БАС российского производства в общем объеме российского рынка БАС за этот период увеличится с 23,7% до 70,3%, доля БАС российского производства в общем объеме государственных закупок БАС — с 25% до 80%.